1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2229

Пандемия коронавируса: можно ли вернуть деньги за тур и билеты

В связи с глобальным распространением коронавируса поездки многих туристов были отменены или перенесены, поэтому сейчас многие задаются вопросом: можно ли вернуть деньги за оплаченные путевки и билеты? Разбираемся с этим вопросом.

Возврат или замена тура

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ) при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о существовании в стране (месте) назначения угрозы безопасности жизни и здоровью туристов, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

При расторжении договора до начала путешествия туристу (или иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене тура, а после начала путешествия — часть в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг.

Введение в отношении той или иной страны режима угрозы безопасности туристов подтверждается информацией, размещенной Ростуризмом на своем сайте (www.russiatourism.ru)1. Список стран, в отношении которых введен данный режим, периодически пополняется. В настоящее время режим угрозы безопасности туристов введен только в отношении КНР, несмотря на высокое распространение коронавирусной инфекции, например, в развитой в туристическом плане Италии.

Таким образом, сложная эпидемиологическая обстановка, которая создает угрозу безопасности жизни и здоровью туриста, является существенным обстоятельством, которое дает право туристу расторгнуть договор и 1) вернуть денежные средства, 2) перенести тур или 3) изменить место поездки.

В настоящее время Россия закрыла границы и прекратила международное авиасообщение. Следовательно, все, кто планировал отдых за рубежом, имеют право на возврат стоимости оплаченных туров.

Когда границы будут открыты, вероятно, появится обновленный список стран с режимом угрозы безопасности туристов, поэтому важно знать, можно ли вернуть денежные средства, если вы запланировали путешествие в страну, в отношении которой не введен режим угрозы безопасности туристов.

Согласно ст. 10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. Существенными условиями являются: ухудшение условий путешествия, изменение сроков путешествия или невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам.

Однако в случае путешествия в страну, в отношении которой режим угрозы безопасности туристов не введен, возврату подлежит не вся уплаченная сумма, а сумма за вычетом фактически понесенных расходов туроператора или турагента на организацию поездки2. При этом договором может быть предусмотрен иной порядок возврата денег, поэтому в каждом конкретном случае возврат денег может происходить по-разному в зависимости от условий договора.

Турист также может требовать переноса тура на другой срок или изменения места поездки, однако это не освобождает его от оплаты фактически понесенных расходов туроператора, если иное не предусмотрено договором. Размер фактически понесенных расходов туроператора может быть оспорен в судебном порядке.

Независимо от того, в какую страну планировалась поездка, туристу прежде всего необходимо направить требование о расторжении договора или о его изменении во внесудебном порядке, ведь его требования могут быть удовлетворены добровольно, без суда. Если требования не будут удовлетворены в добровольном порядке, то уже тогда имеет смысл обратиться в суд.

Для возврата денег туристы могут обратиться по месту приобретения туристических услуг, требования граждан должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования3. Кроме того, стоит иметь в виду, что за каждый день просрочки в удовлетворении законных требований потребителя туроператору придется выплатить неустойку (пени), а также в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке с туроператора судом будет взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя4.

На практике суды часто встают на сторону туристов в вопросе возврата денег за туры.

Например, в решении от 30.05.2016 по делу № 2-7514/2015 Советский районный суд Нижнего Новгорода удовлетворил требования истца о взыскании стоимости туристического продукта, неустойки и штрафа с туроператора. В данном деле истец отменил свою поездку и расторг договор из-за угрозы безопасности, а туроператор отказался в добровольном порядке удовлетворить требования истца о возврате денег за тур, суд признал нарушение прав туриста, что впоследствии привело к бoльшим финансовым потерям для туроператора, чем могло бы быть в случае добровольного удовлетворения требований. В аналогичном решении от 07.04.2017 по делу № 2-Я-127/2017 Урмарский районный суд Чувашской Республики также удовлетворил требования истца о взыскании стоимости тура, который не состоялся из-за угрозы безопасности туриста, однако суд отказал истцу в компенсации морального вреда, потому что поездка не состоялась по независящим от сторон причинам.

Возврат или замена билета

Сейчас многие перевозчики добровольно возвращают денежные средства за билеты или меняют ?билеты на другие даты, поэтому прежде всего необходимо ознакомиться с актуальной информацией на сайте перевозчика. Однако если он не предусмотрел специальных правил для возврата билетов в текущей эпидемиологической обстановке, то билеты все равно можно вернуть по общим правилам возврата.

  • Если билет был приобретен по тарифу, который предусматривает условие о возврате провозной платы.

Согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) авиаперевозчик должен вернуть пассажиру уплаченную за билет сумму (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до начала регистрации на рейс.

  • Если билет был приобретен по невозвратному тарифу.

Вернуть денежные средства или обменять билеты может быть сложно для пассажиров, купивших такие билеты у перевозчиков, которые не приняли специальных правил по возврату билетов или стоимости билетов в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.

По общим правилам за билеты, приобретенные по невозвратным тарифам, провозная плата не возвращается, но из этого правила есть исключения. Например, ст. 108 ВК РФ предусматривает, что уплаченная провозная плата возвращается пассажиру, если перевозчик не может надлежащим образом исполнить обязательство по договору перевозки, а также если пассажир был вынужден отказаться от поездки из-за своей болезни, болезни члена семьи (супруга, родителя и ребенка) или близкого родственника (дедушки, бабушки, внука, брата или сестры).

Таким образом, пассажиру прежде всего необходимо узнать условия и порядок возврата денег или обмена билета, установленные самим перевозчиком, а также следить за новостями на сайте перевозчика. Если перевозчик не установил специальный порядок возврата или обмена билетов (например, через личный кабинет, кассу и т.д.), то тогда необходимо обратиться к самому перевозчику или по месту приобретения билетов. Урегулировать спор проще для обеих сторон в досудебном порядке, поэтому изначально необходимо направить претензию в адрес перевозчика, а если требования не будут удовлетворены в добровольном порядке, то уже тогда имеет смысл обратиться в суд.

Требования граждан должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня предъявления (ст. 31 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Кроме того, стоит иметь в виду, что за каждый день просрочки в удовлетворении требований потребителя перевозчику придется выплатить неустойку (пени), а также в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке с перевозчика судом будет взыскан штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Суды часто встают на сторону пассажира в вопросе возврата денег за билет. Например, Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в решении от 16.05.2016 по делу № 2-1348/2016 удовлетворил требования пассажира о взыскании денежных средств за билеты, неустойки и штрафа. В данном деле авиаперевозчик не мог исполнить свои обязательства по осуществлению авиаперевозки, но возвращать денежные средства отказался, суд занял сторону истца и признал нарушение его прав. Центральный районный суд г. Омска в решении от 07.06.2018 по делу № 2-1661/2018 также удовлетворил требования истца о взыскании провозной платы, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда. В данном деле истец был вынужден отказаться от поездки по состоянию здоровья, но авиакомпания отказывалась признать вынужденный отказ от перелета в связи с болезнью и настаивала на том, что отказ от перелета был добровольным. Суд занял сторону истца, признал отказ от перелета вынужденным и установил нарушение прав истца.


1 Пункт 6 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4 (2019), утв. Президиумом Верховного суда РФ 25.12.2019.

2 Статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3 Статья 31 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

4 Статья 13 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».