Влияние обеспечительных мер на срок добровольной уплаты доначисленных налогов

| статьи | печать

Приостановление судом действия решения инспекции о доначислении налогов не продлевает срок для их добровольной уплаты, указанный в требовании налоговиков (Определение Верховного суда РФ от 10.02.2020 № 309-ЭС19-27340).

Суть дела

По результатам выездной проверки компании были доначислены налоги. Налоговики выставили требование об их уплате со сроком исполнения до 14 декабря 2016 г.

1 декабря 2016 г. арбит­раж­ный суд принял обеспечительные меры, приостановив действие решения инспекции о доначислении налогов. 25 декабря 2018 г. решением суда обеспечительные меры были отменены. Через два дня (27 декабря 2018 г.) инспекция вынесла решение о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах компании.

Компания посчитала это решение незаконным. По ее мнению, принятие судом обеспечительных мер влечет за собой приостановление срока исполнения требования об уплате налога. Соответственно, пос­ле отмены обеспечительных мер у компании осталось почти две недели для добровольной уплаты доначисленных налогов. Поэтому инспекция не вправе была выставлять требование о взыс­кании налогов со счетов компании, не дожидавшись окончания срока для их добровольной уплаты.

Решение судов

Суды трех инстанций признали решение налоговиков законным. Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается пос­ле истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Пленум ­ВАС РФ в п. 76 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитраж­ными судами части первой НК РФ» разъяснил, что срок действия обеспечительных мер не включается в сроки, установленные Налоговым кодексом для принудительного взыскания недоимки, так как в этот пе­рио­д налоговый орган не может предпринимать никаких действий.

Суды отвергли довод компании о том, что пос­ле отмены обеспечительных мер у налогоплательщика сохраняется право на добровольное исполнение требования об уплате налога в течение срока, не истекшего на момент вступления в законную силу судебного акта об отмене обеспечительных мер. Согласно разъяснениям, данным в п. 29 постановления Пленума ­ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбит­раж­ными судами обеспечительных мер» и в п. 4 информационного письма Президиума ­ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 ста­тьи 199 ­АПК РФ», под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается не признание акта недействую­щим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом.

Суды разъяснили компании, что обеспечительные меры ограничивают возможность инспекции для необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов налогоплательщика до рассмотрения спора по существу и призваны содействовать обеспечению баланса публичных интересов государства и частных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Вместе с тем до признания акта налогового органа в установленном порядке недействительным он остается законным и исполнимым. Таким образом, при принятии обеспечительных мер срок для добровольного исполнения требования налоговиков не приостанавливается. Поскольку этот срок истек 14 декабря 2016 г., инспекция правомерно пос­ле отмены обеспечительных мер вынесла решение о взыскании налогов за счет средств на счетах компании.

Судья Верховного суда РФ не нашел оснований для передачи дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.