1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 47

Правительство обещает увеличить в два раза расходы на медицину, на 20% — на образование и простимулировать экономику

Повышение уровня жизни людей и развитие экономики являются ключевыми задачами бюджета на 2020—2022 гг., отметил премьер Дмитрий Медведев на встрече с президентом страны. В рамках национальных проектов почти в два раза вырастают расходы на здравоохранение, на 20% увеличиваются ассигнования на демографию и образование, в 1,5 раза — на науку. В целом расходы бюджета возрастут на 1,2% ВВП, что станет драйвером развития отечественной экономики.

Кабинет министров рассмотрел большой бюджетный пакет, включающий прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, бюджеты государственных внебюджетных фондов (Фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования). Одновременно Банк России представил Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

«Конечно, мы обсудили и самый фундаментальный документ — проект бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021—2022 гг., — проинформировал премьер президента страны Владимира Путина. — Его основные параметры были озвучены на заседании правительства. Бюджет будет не просто сбалансированным, но и профицитным, причем в течение всех ближайших трех лет».

Социальные расходы в приоритете

В течение всего трехлетнего периода расходы федерального бюджета будут увеличиваться. Общий объем бюджетных ассигнований в 2020 г. составит 19,5 трлн руб. (+6,5% к предыдущему году), в 2021 г. — 20,6 трлн руб. (+5,9% к 2020 г.) и в 2022 г. — 21,8 трлн руб. (+5,5% соответственно).

Наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. «Самая большая статья — это социальная сфера», — подчеркнул председатель Кабинета министров. В следующем году почти в два раза вырастут расходы на здравоохранение: со 160 млрд руб. в 2019 г. до 320 млрд. На 20 с лишним процентов увеличатся ассигнования на демографию и на образование. Более чем в 1,5 раза вырастет финансирование науки, а также экологических программ.

С начала 2020 г. в главный финансовый план страны заложены новые меры, которые нацелены на увеличение рождаемости, поддержку семей с детьми и устойчивый рост доходов россиян. Во-первых, речь идет о ежемесячной выплате на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. Во-вторых, планируется изменение критериев нуждаемости при назначении ежемесячных выплат с полутора до двух прожиточных минимумов. Кроме того, увеличивается ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов, где требуются специальные меры поддержки.

Бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов в целом запланированы в 2020 г. в объеме 2 трлн руб., в 2021 г. — 2,2 трлн руб., в 2022 г. — 2,7 трлн руб.

Важная деталь: проект федерального бюджета на 2020—2022 гг. имеет стимулирующий характер для экономики. Расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей.

За 2019—2020 гг. расходы бюджета суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП — это самый масштабный стимул для экономики с 2009 г., имеющий устойчивый структурный характер. Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008—2009 гг., когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных государственных резервов.

Вместе с тем после повышения объема бюджетных ассигнований в 2020 г. до 17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов федерального бюджета до 16,9% ВВП к 2022 г.

Три года с профицитом

В течение предстоящих трех лет прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета до 20,4 трлн руб. в 2020 г. (+0,9% к текущему году), 21,2 трлн руб. в 2021 г. (+4,3% к 2020 г.) и 22,1 трлн руб. в 2022 г. (на 3,8% больше предыдущего года).

По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18% валового продукта в 2020 г. до 17,7% в 2021 г. и 17,2% ВВП в 2022 г.

Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% в 2019 г. до 6% к 2022 г. большей частью из-за следующих факторов — снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям ТЭК.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в трехлетнем периоде стабильны. После небольшого увеличения по отношению к ВВП до 11,4% в 2020 г., связанного, в частности, с рядом разовых неналоговых поступлений, они незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2022 г. Это будет обусловлено снижением поступлений акцизов на нефтепродукты из-за их поэтапной передачи на региональный уровень.

На этом фоне доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях в федеральный бюджет снизится с 40,8% в нынешнем году до 35% в 2022 г.

Профицит федерального бюджета в предстоящий трехлетний период прогнозируется в 2020 г. на уровне 0,8% ВВП, в 2021 г. — 0,5%, в 2022 г. — 0,2% валового продукта.

При формировании главного финансового плана страны Минфин исходил из бюджетного правила, при этом объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) уже превысил 7% ВВП, и, согласно прогнозным оценкам, этот тренд сохранится в ближайшие годы.

В следующем году предусматривается увеличение объема средств ФНБ с 8,2 трлн руб. до 11,1 трлн руб., в 2021 г. — до 13,7 трлн руб., в конце трехлетнего периода — до 16,2 трлн руб.

В предстоящие три года объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП). Тем не менее в 2020—2022 гг. ожидается рост его размера. Так, по итогам 2020 г. его сумма составит 17,1 трлн руб., 2021 г. — 19 трлн и 2022 г. — 21,1 трлн руб.

В общем объеме государственного долга будет преобладать внутренний долг. Это связано с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде.

Основные характеристики федерального бюджета на 2020—2022 гг., млрд руб.

 

2020

2021

2022

Доходы

20 363

21 246

22 058

Расходы

19 482

20 632

20 770

Профицит

880

614

287

Источник: Минфин России