1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 217

За отмывание денег компаниям будет грозить штраф не менее 1 млн руб. Такой проект подготовил Росфинмониторинг

Сейчас за легализацию (отмывание) денег и иного имущества установлена только уголовная ответственность для физических лиц. Росфинмониторинг предлагает предусмотреть еще административную ответственность за то же нарушение, но только для юридических лиц. Если поправки примут, то за отмывание денег преступным путем компаниям будет грозить штраф более 1 млн руб. или приостановление деятельности на 90 суток с конфискацией денег или имущества. При этом срок давности составит шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Соответствующие законопроекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Росфинмониторинг разработал два законопроекта, касающихся установления административной ответственности за отмывание денег и иного имущества для юридических лиц. Документы были размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов еще 25.10.2018, но только сейчас им дали ход. Речь идет о следующих законопроектах:

Цель поправок

Разработчики отметили, что ввести ответственность юридических лиц за отмывание денежных средств или иного имущества необходимо для приведения законодательства в соответствие с положениями ст. 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также положениями ст. 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, далее — Конвенция (Россия ратифицировала ее Федеральным законом от 26.07.2017 № 183-ФЗ).

В пункте 1 ст. 10 Конвенции предусмотрено, что Россия должна принять законодательные и иные меры, обеспечивающие возможность привлечения юридических лиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией преступления по отмыванию денежных средств, совершенные для их выгоды любым физическим лицом, действующим самостоятельно или как орган юридического лица, занимающим руководящую должность в данном юридическом лице. Поскольку уголовная ответственность в отношении юридических лиц в России не устанавливается, разработчики решили предусмотреть штрафы для компаний в качестве административной ответственности.

Кроме того, по мнению разработчиков, установление предлагаемой ответственности для юридических лиц сместит вектор наказания за преступление в сторону неблагоприятных последствий для компании, которая наряду с физическим лицом будет нести ощутимые имущественные, репутационные и иные потери. Угроза несения санкций будет мотивировать юридическое лицо более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками.

Сейчас за легализацию доходов преступным путем предусмотрена только уголовная ответственность физических лиц (ст. 174, 174.1 УК РФ). То есть если выяснится, что в компании занимаются отмыванием денег, то к ответственности привлекут только сотрудника этой компании. Так, совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, грозит штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч. 1 ст. 174 УК РФ). Если речь идет о крупном (от 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (от 6 млн руб.) либо о сговоре группы лиц, то наказания еще значительнее: вплоть до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет (ч. 4 ст. 174 УК РФ).

Административная ответственность для компаний

В законопроектах предлагается ввести в КоАП РФ новую ст. 15.27.3 и установить в ней административную ответственность за такое же нарушение для самих компаний. В частности, за совершение в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем. В этом случае юридическим лицам будет грозить штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией денежных средств или иного имущества.

Также в КоАП РФ предлагается детально расписать, в каких случаях юридические лица будут нести административную ответственность по ст. 15.27.3 КоАП РФ. В частности, в случаях совершения деяния:

  • от имени юридического лица лицом, уполномоченным совершать действия на основании закона, иного правового акта, договора или доверенности;

  • заведомо в интересах юридического лица лицом, занимающим должность в его органах управления или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица;

  • заведомо в интересах юридического лица бенефициарным владельцем этого юридического лица, то есть лицом, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Правила конфискации

При привлечении к административной ответственности по ст. 15.27.3 КоАП РФ у компании смогут конфисковать деньги и иное имущество, являющиеся предметом правонарушения, а также любые доходы, полученные от совершения сделок или финансовых операций с этим имуществом, за исключением имущества, подлежащего возвращению законному владельцу в качестве возмещения причиненного вреда.

Если имущество, полученное в результате отмывания доходов в интересах юридического лица, и доходы от этого имущества будут приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфисковать можно будет только часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенного имущества и доходов от него. Если конфискация определенного предмета, входящего в состав имущества, на момент принятия судом решения о конфискации окажется невозможной вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд вынесет решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

В случае отсутствия либо недостаточности денег, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в состав имущества, суд вынесет решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима со стоимостью этого предмета, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

Штрафы для компаний за рубежом

В проектах предусмотрено, что компанию можно будет привлечь к административной ответственности за отмывание денег по ст. 15.27.3 КоАП РФ и за пределами России, но только если правонарушение направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Процессуальные моменты

Дела об административных правонарушениях по ст. 15.27.3 КоАП РФ будут рассматривать суды, а составлять протоколы — должностные лица Росфинмониторинга и органов прокуратуры.

С учетом необходимого времени для сбора доказательственной базы, а также проведения процессуальных действий предусматривается увеличенный срок давности привлечения к ответственности — шесть лет со дня совершения правонарушения. Также суды смогут применять меру обеспечения в виде ареста денежных средств и имущества юридического лица.

Предупреждение отмывания

В проекте предлагается закрепить обязанность органов управления юридического лица принимать меры по предупреждению совершения юридическим лицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным преступным путем. В частности, такие меры могут включать:

  • сотрудничество с правоохранительными органами и с уполномоченным органом по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

  • внедрение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций;

  • информирование работников о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на предупреждение вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Комментарий эксперта

Евгений Розенблат, партнер, адвокат МКА «Князев и партнеры»

«Если деяние совершено группой лиц, то вместе с директором на скамье подсудимых могут оказаться и его подельники, в том числе бухгалтер и юрист, сопровождающие сделку»

«ЭЖ-Юрист»: Если законопроект примут, то в каких случаях компанию смогут привлечь к административной ответственности по новой ст. 15.27.3 КоАП РФ?

Евгений Розенблат: Как следует из текста законопроекта, объективная сторона правонарушения выражается в совершении в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем.

Заведомость в данном случае означает, что субъекту достоверно известно, что он использует денежные средства или имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

В свою очередь, действующая редакция УК РФ уже содержит ст. 174, которой предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем. Так, для целей ст. 174 УК РФ под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.). К сделкам могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей. По смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения.

К примеру, в практике известен случай, когда лицо отмывало деньги, используя предоставленный ему банком специальный карточный счет для финансовых операций с денежными средствами, полученными другим лицом в результате незаконного сбыта наркотических средств.

«ЭЖЮ»: Кого чаще всего сейчас привлекают к уголовной ответственности за отмывание денег?

Е.Р.: Чаще к ответственности привлекают директора. Однако если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то вместе с директором на скамье подсудимых могут оказаться и его подельники (в том числе бухгалтер и юрист, сопровождающие сделку).

«ЭЖЮ»: По вашему мнению, насколько правомерно штрафовать компанию, если возможно, что ее сотрудник отмывал деньги, а компания могла не знать об этом?

Е.Р.: В примечании к новому административному составу законодатель устанавливает ряд случаев, когда юридическое лицо признается виновным в правонарушении (примечание 1 к ст. 15.27.3 КоАП РФ в редакции проекта). Устанавливая данные критерии, он, по всей видимости, предполагает, что правонарушение совершается не рядовым должностным лицом компании, а ее руководителем или представителем. Следовательно, компания должна нести ответственность за его действия.

На мой взгляд, такой подход не является оптимальным, поскольку не учитывает всех возможных обстоятельств. Так, в условиях корпоративного конфликта недобросовестные участники общества могут совершать от имени общества различные сделки, причиняющие ему вред. В такой ситуации общество еще и рискует получить серьезный штраф, который может оказаться для него фатальным.

Впрочем, тут особо удивляться не приходится: в последние годы мы наблюдаем последовательное усиление «антиотмывочного» законодательства. Обременительные и явно недоработанные инициативы ранее коснулись даже адвокатов.

«ЭЖЮ»: В проекте предусмотрено, что компании должны принимать меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов. Что конкретно придется предпринять, если поправки примут?

Е.Р.: Полагаю, в числе прочего, желательно:

  • ввести режим проверки контрагентов и проявлять должную осмотрительность, разработать соответствующие локальные акты;

  • провести рабочую встречу с персоналом и/или организовать семинар на тему предупреждения вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем;

  • осуществлять взаимодействие с Росфинмониторингом в части регулярного ознакомления с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.