1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 267

Госкомпании укрепляют доминирование на рынке лизинга

Анализ рейтингового агентства «Эксперт РА» показал высокий рост российского рынка лизинга за девять месяцев текущего года. Обеспечили его госкомпании, и, по прогнозу аналитиков агентства, в 2019 г. они займут почти две трети рынка.

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд, констатирует агентство «Эксперт РА». За январь — сентябрь 2018 г. объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 г. В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за девять месяцев 2018 г. она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у 2/3 респондентов, формирующих более 90% рынка.

Сумма новых лизинговых договоров за январь — сентябрь 2018 г. составила 1650 против 1140 млрд руб. годом ранее. Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018 г. вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд руб. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 01.10.2018 составило 43%, как и годом ранее. Однако авторы исследования отмечают, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.

Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордного объема в 4,1 трлн руб. Однако, поясняют аналитики «Эксперт РА», подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля ГТЛК в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 01.10.2018 против 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний — ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» — прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать токсичные активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля, отмечают авторы исследования. По их оценке, без учета переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.

Объем профинансированных средств за январь — сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (–3,2 п.п. к аналогичному периоду 2017 г.). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п.п. и составила 67% от объема профинансированных средств.

Топы рынка

По итогам девяти месяцев 2018 г. лидером рынка стала компания ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с железнодорожной техникой. На втором месте — «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-3 компании приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-10 выросла на 6 п.п., до 73%, а топ-20 — на 4 п.п., до 84%.

Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей. Доля крупного бизнеса за январь — сентябрь 2018 г. составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п.п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее, указывают авторы исследования, объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 г. вырос год к году на 28%. На госучреждения пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.

Основным розничным сегментом на рынке с 2014 г. остается автолизинг, объем которого за январь — сентябрь 2018 г. составил около 318 млрд руб., или 31,3%. Поддержку авторынку на протяжении 2017—2018 гг., поясняют авторы исследования, во многом оказали программы господдержки. Однако в текущем году, напоминают они, госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 г. был сокращен до 8 млрд руб. против 14 млрд руб. годом ранее. Вместе с тем, несмотря на снижение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.

В целом по итогам девяти месяцев 2018 г. позитивную динамику показали 17 из 18 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования. Исключением стало только телекоммуникационное оборудование, на которое приходится около 0,1% лизингового рынка.

Что впереди

В течение последних двух лет более 30% объема нового бизнеса приходилось на IV квартал вследствие заключения крупных сделок, которые традиционно совершаются в конце года, говорится в прогнозе «Эксперт РА». Подобный сценарий ожидается им и в 2018 г., что позволит лизинговому рынку превысить 1,4 трлн руб. В 2019 г. агентство ожидает, что темп его прироста не превысит 20% вследствие нивелирования эффекта низкой базы последних двух лет, а возможности роста будут ограничены слабыми темпами роста экономики.

Одной из ключевых тенденций в следующем году аналитики «Эксперт РА» называют усиление консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках. Кроме того, по их мнению, в 2019 г. можно ожидать новых сделок M&A среди топ-30 компаний, при этом часть небольших компаний покинет рынок ввиду ужесточения конкуренции и усиления регуляторного надзора. По оценкам авторов исследования, это приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний — с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 г.

В течение 2019 г. автосегмент вырастет на 5—8% за счет сохраняющейся потребности в обновлении устаревших автопарков. Тем не менее, полагают эксперты агентства, автомобильный рынок полностью не восстановился после кризиса и существенное позитивное влияние на динамику автолизинга может оказать увеличение объемов субсидирования, в результате которого темп прироста способен достичь 15%.

Увеличение объемов экспортных грузоперевозок будет стимулировать спрос на подвижной состав, что позволит сегменту при позитивном сценарии вырасти на 50%. Однако уже к середине 2019 г. возможно появление первых признаков профицита вагонов, что приведет к коррекции арендных ставок. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», прирост железнодорожного сегмента в 2019 г. не превысит 35%, при этом основной объем нового бизнеса придется на первую половину года.

Динамика авиасегмента по-прежнему будет обусловлена программами субсидирования SSJ 100 и расширением парка крупнейших игроков на российском рынке авиаперевозок, что, прогнозируют авторы исследования, позволит сегменту вырасти до 15% по итогам следующего года. В то же время ряд крупных сделок может быть перенесен на 2020 г., в результате чего объем сегмента сохранится на уровне текущего года.

Топ-10 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 г.

Место по новому ­бизнесу

Наименование компании

Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 месяцев 2018 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса, 9 месяцев 2018 г.

Сумма новых договоров лизинга за 9 месяцев 2018 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб.

01.10.2018

01.10.2017

1

2

«Государственная транспортная лизинговая компания»

191 767

112

401 521

892 217

2

1

«Сбербанк Лизинг» (ГК)

162 975

60

242 071

578 024

3

3

«ВТБ Лизинг»

112 628

67

199 179

524 754

4

5

«ЛК Европлан»

50 960

21

н.д.

74 100

5

4

«ВЭБ­лизинг»

46 515

­18

63 271

354 636

6

9

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

45 381

107

81 975

195 814

7

10

«Альфа­Лизинг» (ГК)

44 485

126

70 236

109 441

8

6

«Балтийский лизинг» (ГК)

30 981

20

44 041

48 895

9

8

«Сименс Финанс»

26 748

12

34 293

53 276

10

11

«РЕСО­Лизинг»

24 090

52

37 769

40 979

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК