Госкомпании укрепляют доминирование на рынке лизинга

| статьи | печать

Анализ рейтингового агентства «Эксперт РА» показал высокий рост российского рынка лизинга за девять месяцев текущего года. Обеспечили его госкомпании, и, по прогнозу аналитиков агентства, в 2019 г. они займут почти две трети рынка.

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд, констатирует агентство «Эксперт РА». За январь — сентябрь 2018 г. объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 г. В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за девять месяцев 2018 г. она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у 2/3 респондентов, формирующих более 90% рынка.

Сумма новых лизинговых договоров за январь — сентябрь 2018 г. составила 1650 против 1140 млрд руб. годом ранее. Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018 г. вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд руб. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 01.10.2018 составило 43%, как и годом ранее. Однако авторы исследования отмечают, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.

Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордного объема в 4,1 трлн руб. Однако, поясняют аналитики «Эксперт РА», подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля ГТЛК в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 01.10.2018 против 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний — ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» — прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать токсичные активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля, отмечают авторы исследования. По их оценке, без учета переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.

Объем профинансированных средств за январь — сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (–3,2 п.п. к аналогичному периоду 2017 г.). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п.п. и составила 67% от объема профинансированных средств.

Топы рынка

По итогам девяти месяцев 2018 г. лидером рынка стала компания ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с железнодорожной техникой. На втором месте — «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-3 компании приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-10 выросла на 6 п.п., до 73%, а топ-20 — на 4 п.п., до 84%.

Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей. Доля крупного бизнеса за январь — сентябрь 2018 г. составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п.п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее, указывают авторы исследования, объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 г. вырос год к году на 28%. На госучреждения пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.

Основным розничным сегментом на рынке с 2014 г. остается автолизинг, объем которого за январь — сентябрь 2018 г. составил около 318 млрд руб., или 31,3%. Поддержку авторынку на протяжении 2017—2018 гг., поясняют авторы исследования, во многом оказали программы господдержки. Однако в текущем году, напоминают они, госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 г. был сокращен до 8 млрд руб. против 14 млрд руб. годом ранее. Вместе с тем, несмотря на снижение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.

В целом по итогам девяти месяцев 2018 г. позитивную динамику показали 17 из 18 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования. Исключением стало только телекоммуникационное оборудование, на которое приходится около 0,1% лизингового рынка.

Что впереди

В течение последних двух лет более 30% объема нового бизнеса приходилось на IV квартал вследствие заключения крупных сделок, которые традиционно совершаются в конце года, говорится в прогнозе «Эксперт РА». Подобный сценарий ожидается им и в 2018 г., что позволит лизинговому рынку превысить 1,4 трлн руб. В 2019 г. агентство ожидает, что темп его прироста не превысит 20% вследствие нивелирования эффекта низкой базы последних двух лет, а возможности роста будут ограничены слабыми темпами роста экономики.

Одной из ключевых тенденций в следующем году аналитики «Эксперт РА» называют усиление консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках. Кроме того, по их мнению, в 2019 г. можно ожидать новых сделок M&A среди топ-30 компаний, при этом часть небольших компаний покинет рынок ввиду ужесточения конкуренции и усиления регуляторного надзора. По оценкам авторов исследования, это приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний — с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 г.

В течение 2019 г. автосегмент вырастет на 5—8% за счет сохраняющейся потребности в обновлении устаревших автопарков. Тем не менее, полагают эксперты агентства, автомобильный рынок полностью не восстановился после кризиса и существенное позитивное влияние на динамику автолизинга может оказать увеличение объемов субсидирования, в результате которого темп прироста способен достичь 15%.

Увеличение объемов экспортных грузоперевозок будет стимулировать спрос на подвижной состав, что позволит сегменту при позитивном сценарии вырасти на 50%. Однако уже к середине 2019 г. возможно появление первых признаков профицита вагонов, что приведет к коррекции арендных ставок. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», прирост железнодорожного сегмента в 2019 г. не превысит 35%, при этом основной объем нового бизнеса придется на первую половину года.

Динамика авиасегмента по-прежнему будет обусловлена программами субсидирования SSJ 100 и расширением парка крупнейших игроков на российском рынке авиаперевозок, что, прогнозируют авторы исследования, позволит сегменту вырасти до 15% по итогам следующего года. В то же время ряд крупных сделок может быть перенесен на 2020 г., в результате чего объем сегмента сохранится на уровне текущего года.

Топ-10 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 г.

Место по новому ­бизнесу

Наименование компании

Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 месяцев 2018 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса, 9 месяцев 2018 г.

Сумма новых договоров лизинга за 9 месяцев 2018 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб.

01.10.2018

01.10.2017

1

2

«Государственная транспортная лизинговая компания»

191 767

112

401 521

892 217

2

1

«Сбербанк Лизинг» (ГК)

162 975

60

242 071

578 024

3

3

«ВТБ Лизинг»

112 628

67

199 179

524 754

4

5

«ЛК Европлан»

50 960

21

н.д.

74 100

5

4

«ВЭБ­лизинг»

46 515

­18

63 271

354 636

6

9

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

45 381

107

81 975

195 814

7

10

«Альфа­Лизинг» (ГК)

44 485

126

70 236

109 441

8

6

«Балтийский лизинг» (ГК)

30 981

20

44 041

48 895

9

8

«Сименс Финанс»

26 748

12

34 293

53 276

10

11

«РЕСО­Лизинг»

24 090

52

37 769

40 979

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК