1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 67

Лизинговый бизнес в прошлом году показал впечатляющий прирост и новый исторический рекорд. Прогноз тоже неплох

Исследование, проведенное рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), показало, что объем лизингового бизнеса в 2017 г. вырос на 48% и достиг 1,1 трлн руб., превысив исторический максимум. Драйверами рынка стали железнодорожный сегмент, который продемонстрировал рост впервые с 2011 г., а также автолизинг. Госсубсидирование продаж грузовых автомобилей и реализация отложенного спроса привели к увеличению числа лизинговых сделок и, как следствие, росту сегмента МСБ на 52%. Помимо розницы поддержку рынку оказал авиасегмент за счет сделок оперлизинга, доля которого по итогам прошлого года достигла на рынке 21%. Согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА») в 2018-м развитию лизинга будут способствовать дальнейшее снижение кредитных ставок и программы господдержки, однако из-за высокой базы предыдущего года темп прироста рынка замедлится до 20%.

Объем нового лизингового бизнеса за 2017 г. вырос на 353 млрд руб. (+48% по сравнению с 2016-м) и впервые в истории превысил 1 трлн руб. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 41% и достигла 1,6 трлн руб., что позволило лизинговому портфелю вырасти на 8% и составить 3,4 трлн руб. на 1 января 2018 г. Росту лизингового рынка, отмечают эксперты Агентства, способствовали программы господдержки в транспортных сегментах, а также продолжающееся с 2016 г. снижение ключевой ставки, что привело к увеличению объема профинансированных средств за счет банковских кредитов. Всего среди участников анкетирования RAEX («Эксперт РА») снижение объемов нового бизнеса показали менее 30 компаний, на которые приходится около 4% рынка.

Автолизинг и железнодорожная техника выступили драйверами роста рынка в 2017 г. Наибольший рост за год показала железнодорожная техника, объем которой в 2017-м вырос больше чем в два раза, при этом доля сегмента в объеме нового бизнеса увеличилась на 8 п.п., до 21%. Такой интенсивный рост сегмента, говорят авторы исследования, стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны. Объем лизинга автотранспорта прибавил 43% по сравнению с 2016 г. за счет госпрограммы по субсидированию лизинга грузовых автомобилей. В итоге впервые за последние три года доля грузовых автомобилей превзошла долю легковых, составив 57% от объема нового бизнеса в автосегменте.

Поддержку рынку оказал оперативный лизинг, который по итогам 2017 г. составил 21% от объема нового бизнеса (против 16% годом ранее). Рост данного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и железнодорожной техникой, что привело к увеличению доли договоров длительностью свыше трех лет с 60 до 67% в новом бизнесе за последние три года. В то же время, отмечают аналитики RAEX («Эксперт РА»), в сегменте оперативного лизинга наблюдается небольшое снижение концентрации на крупнейших игроках: в 2016 г. на три крупнейшие компании приходился 81% от всего объема нового бизнеса, а в 2017-м — 73%. Вместе с тем, считают они, тенденция по деконцентрации является временной, поскольку большинство лизинговых компаний неактивно внедряют оперлизинг в свою продуктовую линейку в связи с низким спросом розничных клиентов на краткосрочную аренду.

Количество заключенных лизинговых сделок за 2017 г. превысило 190 000 против 145 000 в 2016-м. Увеличение числа сделок было обусловлено ростом на 52% объема нового бизнеса с субъектами малого и среднего бизнеса. Кроме того, позитивно на количестве заключенных лизинговых договоров сказался рост диверсификации источников продаж на протяжении последних четырех лет. Если в 2013 г. в прямых продажах лизинговые сделки занимали более 95%, то в 2017-м на долю данного канала пришлось около 80%, при этом продажи в офисах банков и через агентов заметно увеличились, составив 8 и 4% соответственно. Ожидания участников исследования по дальнейшему развитию каналов продаж связаны прежде всего с ростом интернет-продаж, уровень проникновения которых на текущий момент не превышает 2% сделок.

Согласно прогнозу RAEX («Эксперт РА») объем лизингового рынка в 2018 г. вырастет на 20%. По мнению экспертов Агентства, объем нового бизнеса продолжит расти и по итогам текущего года составит более 1,3 трлн руб. Однако рекордные темпы прироста автосегмента, полагают они, замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и прибавит 25%. Замена парка подвижного состава в 2018-м продолжится, но гораздо меньшими темпами, чем в прошлом году, что, по прогнозу авторов исследования, обеспечит увеличение железнодорожного сегмента на 20%, а авиализинг за счет сделок по аренде, прежде всего отечественных самолетов, вырастет на 15%. Прочие сегменты, считают они, прибавят 15% вследствие дальнейшего снижения стоимости фондирования лизинговых сделок.

Негативный прогноз аналитиков Агентства предполагает, что рынок вырастет на 10% и составит 1,2 трлн руб. При реализации данного прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 г. Объем нового бизнеса с железнодорожной техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объемы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга, прогнозируют эксперты RAEX («Эксперт РА»).

Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей

741

770

783

680

545

742

1 095

Темпы прироста, %

64,6

3,9

1,7

­13,2

­19,9

36,1

47,5

Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей

1 300

1 320

1 300

1 000

830

1 150

1 620

Темпы прироста, %

79,3

1,5

­1,5

­23,1

­17

38,6

40,9

Объем полученных лизинговых ­платежей, млрд рублей

540

560

650

690

750

790

870

Темпы прироста, %

54,3

3,7

16,1

6,2

8,6

5,3

10,1

Объем профинансированных средств, млрд рублей

737

640

780

660

590

740

950

Темпы прироста, %

63,8

13,2

21,9

­15,4

­10,6

25,4

28,4

Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей

1 860

2 530

2 900

3 200

3 100

3 200

3 450

Темпы прироста, %

57,6

36

14,6

10,3

­3,1

3,2

7,8

Номинальный ВВП России, млрд руб.

60 282,5

68 163,9

73 133,9

79 199,7

83 387,2

85 917,8

92 081,9

Доля лизинга (объема нового ­бизнеса) в ВВП, %

1,2

1,1

1,1

0,9

0,7

0,9

1,2

Концентрация на топ­10 компаний в сумме новых договоров, %

66,5

63,0

65,0

66,4

66,0

62,2

65,9

Индекс розничности1, %

23,0

28,0

34,7

43,9

44,0

45,2

46,0

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2017 г.

No

Наименование ЛК

Количество новых заключенных договоров, за 2017 г., шт.

Количество новых заключенных договоров, за 2016 г., шт.

Темпы прироста, 2017 г., %

1

«Европлан»

30 366

19 650

54,5

2

«ВТБ Лизинг»

29 109

22 823

27,5

3

«ВЭБ­лизинг»

16 371

18 037

–9,2

4

«Балтийский лизинг» (ГК)

13 748

9930

38,4

5

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

12 689

5753

120,6

6

«РЕСО­Лизинг»

11 520

7117

61,9

7

«Элемент Лизинг»

8321

6155

35,2

8

«Мэйджор Лизинг»

7471

2628

184,3

9

«КОНТРОЛ лизинг»

6392

1814

252,4

10

«CARCADE Лизинг»

6159

3708

66,1

11

«Альфа Лизинг» (ГК)

5329

1217

337,9

12

«Сименс Финанс»

4568

4184

9,2

13

«Фольксваген Груп Финанц»

4015

2983

34,6

14

«СТОУН­XXI» (ГК)

3607

3353

7,6

15

«Ураллизинг» (ГК)

3201

2057

55,6

16

«СОЛЛЕРС­ФИНАНС»

1964

1519

29,3

17

«Интерлизинг» (ГК)

1749

957

82,8

18

«Эксперт­Лизинг»

1535

878

74,8

19

«Система Лизинг 24»

1230

1131

8,8

20

«УралБизнесЛизинг»

1120

н/д


Всего по рынку

Не менее 190 тыс.

Не менее 145 тыс.

Около 31

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2017 г., %

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2016 г., %

Прирост (+) или сокращение (­) объема сегмента, %

Доля в лизинговом портфеле на 01.01.2017, %

Железнодорожная техника

20,8

13

136,1

39,0

Грузовой автотранспорт

20,0

17,6

67,7

9,6

Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты)

18,2

20,5

31,0

20,0

Легковые автомобили

14,9

17,5

25,6

6,4

Строительная и дорожно­строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах

7,2

7

51,8

4,5

Сельскохозяйственная техника и скот

3,9

3,1

85,7

3,4

Суда (морские и речные)

2,1

7,1

–56,4

4,9

Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование

1,7

2,4

4,5

3,1

Оборудование для нефте­ и газодобычи и переработки

1,2

2,3

–23,0

1,7

Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары

1,1

1,2

35,3

0,6

Недвижимость (здания и сооружения)

0,7

1,3

–20,5

1,7

Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры

0,7

0,7

47,6

0,4

Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов

0,5

0,9

–18,0

0,4

Энергетическое оборудование

0,3

0,3

47,6

0,3

Полиграфическое оборудование

0,3

0,3

47,6

0,2

Оборудование для ЖКХ

0,2

0,4

–26,2

0,4

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,1

0,2

–26,2

0,1

Прочее оборудование

6,1

4,2

114,3

3,3

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК

1 Индекс розничности рынка лизинга RAEX («Эксперт РА») рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового ­бизнеса. К розничным сегментам мы относим легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.

Комментарии

Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»:

— Рынок лизинга находится на подъеме, что стимулирует рост компаний и развитие продуктовой линейки. Уже обозначились новые игроки, планирующие выход на рынок в 1-м полугодии 2018 г. Лидеры рынка инициировали процессы пересмотра ИТ-стратегии для определения ИТ-платформы, на которой в последующем будет осуществляться переход на новые стандарты учета и под регулирование Центрального банка.

В целом, встраиваясь в тренд по дигитализации, компании пересматривают роль информационной системы в стратегии развития, активно запускают инициативы и увеличивают бюджеты на развитие инструментов автоматизации.

Рост рынка ИТ-услуг наблюдается не только в лизинге, но и в других отраслях. Выбранный президентом и правительством курс на цифровую экономику и дальше будет поддерживать эту тенденцию.

Александр Кожевников, генеральный директор ООО «МКБ лизинг»:

– Программа субсидирования лизинга автотранспорта стала одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки лизинга за последние несколько лет. И конечно, говорить о том, что рынок никак не отреагирует на ее завершение, будет не совсем корректно. Скорее всего, мы увидим снижение объемов сделок в сегменте автолизинга.

Но при этом важно учесть один очень тонкий момент. Выполняя свою основную задачу, а именно стимулируя развитие промышленности, Минпромторг посредством реализации различных мер поддержки способствовал популяризации лизинга в России. Сегодня мы отмечаем увеличивающийся интерес к нашим продуктам со стороны компаний, которые ранее не пользовались лизингом либо использовали его весьма незначительно. И эта тенденция позволит, на наш взгляд, нивелировать негативный результат завершения программы льготного автолизинга.

Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин М»

— Прошедший год стал для лизинговой отрасли очень успешным. Рост нового бизнеса составил более 35%, что выше показателей прошлых лет. Такой рост обусловлен как снижением ставок по кредитам в результате поэтапного понижения ЦБ ключевой ставки, так и восстановлением спроса на ряд активов, а также реализацией отложенного спроса. Так, в течение года ставки по кредитам снизились в среднем на 2 п.п. Аналогичная ситуация складывается и на рынке облигационных заимствований. Снижение стоимости привлечения в той же мере отражается и на ставках по договорам лизинга. В 2018 г. эта тенденция сохранится, по нашим оценкам, возможно снижение еще на 1—1,5 п.п., в дальнейшем ситуация стабилизируется.

Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»

— По обещанию будущего регулятора, регулирование лизинговой деятельности со стороны ЦБ РФ позволит повысить рейтинги компаний лизинговой отрасли и привлекать фондирование по более низкой стоимости.

Однако есть и возможные проблемы:

  • смена балансодержателя по большому количеству лизинговых сделок окажет единовременное негативное влияние на финансовый результат лизинговых компаний;

  • в связи с тем что налоговая политика России не готова к таким изменениям, лизинговым компаниям придется вести отдельный налоговый учет в течение неопределенного времени;

  • при допущении непоследовательности в реформе внедрение ЕПС и одновременное изменение налогового учета могут осложнить бизнес.

Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК «Балтийский лизинг»:

— На величину ставки по лизинговому договору прямое влияние оказывало снижение ключевой ставки ЦБ. Она планомерно снижалась во 2-м полугодии 2017 г., в III квартале — до 8,5%, а в IV — до 7,75%. Эти шаги ЦБ РФ положительно влияют на стоимость кредитных ресурсов и, следовательно, на стоимость лизинга для наших клиентов.

В 2018 г. мы также ожидаем снижения ставки по лизинговым договорам, к этому располагает ряд экономических факторов, в частности, усиливающаяся конкуренция. А также немалую роль играет наша возможность предоставить своим клиентам наиболее выгодные условия оформления имущества в лизинг.

Кирилл Царев, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»:

– На мой взгляд, ключевым событием 2017 г. можно считать общее восстановление рынка и ту динамику, которую он показал. Стоит отметить, что увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения.

Источник: интервью RAEX («Эксперт РА») с партнерами исследования