1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 67

Рынок услуг понемногу скисает

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел очередной анализ результатов квартального опроса, проводимого Росстатом, руководителей более 6000 организаций, оказывающих услуги, и отметил постепенное ухудшение делового климата на российском рынке услуг.

Основной композитный индикатор обследования — сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — в III квартале продолжил снижение. В начале года он почти достиг нейтрального значения, однако в течение последующих двух кварталов постепенное ухудшение деловых настроений предпринимателей стало причиной его продвижения вглубь зоны неблагоприятного делового климата. Вместе с тем, отмечают аналитики ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, сложившееся значение ИПУ (–3%) пока превышает как диапазон его кризисных параметров в 2015—2016 гг., так и стабильный уровень 2017 г.

Лишь три из 14 видов услуг в позитиве

Благоприятный деловой климат наблюдался лишь в трех из 14 наблюдаемых видов услуг. Наибольший оптимизм проявили руководители страховых компаний и санаторно-курортных организаций, где ИПУ составил +9 и +6% соответственно. Положительное, хотя и невысокое значение ИПУ сложилось в сегменте технического обслуживания и ремонта автотранспорта (+1%). В то же время в сегментах гостиничных, туристических и стоматологических услуг переход ИПУ в зону отрицательных значений свидетельствует авторам анализа об ухудшении делового климата в этих видах деятельности. Максимальное количество негативных оценок было получено от руководителей ломбардов; таким образом, замечают эксперты ЦКИ, второй квартал подряд ломбардный бизнес сохраняет статус явного аутсайдера среди обследуемых видов услуг.

Снизился оптимизм краткосрочных обобщенных прогнозов предпринимателей. Балансы оценок ожидаемого в IV квартале 2018 г. изменения спроса на услуги, количества обслуженных клиентов, экономического положения организаций сохранили положительные значения, однако были ниже прогнозных значений этих показателей, сформированных кварталом ранее. Более того, баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых снизился до нулевого значения, а оценок прибыли — до –1%. Исходя из ожиданий респондентов, авторы анализа прогнозируют, что существенные положительные сдвиги в развитии сферы услуг до конца текущего года маловероятны.

При этом они отмечают плавный характер негативной динамики — индекс ежеквартально терял лишь по 1 п.п. и пока остается в диапазоне своих лучших значений за период с 2014 г.

Доходы к оптимизму не располагают

Эксперты ЦКИ также подчеркивают, что большая часть участников данного обследования занята в сфере предоставления необязательных услуг населению — туристических, гостиничных, культурно-развлекательных, спортивных и т.д. Фундаментом развития подобного бизнеса всегда служит рост потребительской активности, основанный на уверенности людей в стабильном уровне своих доходов, позволяющем покупать необязательные услуги. Однако динамику реальных располагаемых денежных доходов населения, сложившуюся в течение семи месяцев 2018 г., считают авторы анализа, нельзя назвать активным ростом, достаточным для компенсации снижения доходов в предыдущие годы, подъема потребительской активности и расширения спроса на услуги. В августе доходы даже снизились на 0,9%, хотя по результатам января — августа в целом сохранился рост.

При этом информационный фон, который, убеждены аналитики ЦКИ, прямо влияет на потребительские решения населения и опосредованно — на бизнес в сфере услуг, оставался преимущественно негативным. После успешного проведения чемпионата мира по футболу медийное пространство было заполнено в основном бурным обсуждением перспектив пенсионной реформы.

Кроме того, в экспертном сообществе дискутировались вопросы дополнительной налоговой нагрузки на потребителей из-за повышения НДС, последствия введения новых экономических санкций и возможных ответных мер на них, вероятность замедления роста заработных плат в послевыборный период. Такое явно негативное информационное поле не могло не оказать негативного эффекта и на потребительское поведение населения, и на бизнес-планы предпринимателей, ослабляя стимулы для расширения деятельности из-за снижения спроса на услуги, обоснованно считают в ЦКИ.

Анализируя результаты предыдущего раунда обследований, они предполагали, что такие события, как анонсированный рост ставки НДС, подорожание бензина и предстоящее повышение пенсионного возраста, могут стать триггерами ухудшения деловых настроений предпринимателей. Результаты обследования в III квартале текущего года подтвердили их опасения.

И мундиаль не оправдал надежд

Второе предположение аналитиков ЦКИ — о положительном влиянии футбольного ЧМ-2018 на деловую активность в сфере услуг, к их сожалению, не оправдалось. Возможно, размышляют они, чемпионат явился причиной роста уверенности предпринимателей, оказывающих гостиничные услуги, во II квартале 2018 г., однако эффект был кратковременным, и уже в III квартале ИПУ в этом сегменте вновь опустился до отрицательного значения.

Как ни парадоксально для авторов анализа, чемпионат не стал катализатором активности и в сегменте туристических услуг — ни по данным обследований предпринимателей, ни по количественной статистике. Предполагалось, что в Россию приедут до 570 000 болельщиков, и это должно было вдвое увеличить внешний туристический поток. Однако фактически приезд футбольных болельщиков не смог компенсировать отток традиционных туристов, отменивших поездки в Россию из-за проведения чемпионата.

В этом месте аналитикам ЦКИ стоит напомнить, какую антирекламу мундиалю в России устроили западные СМИ, какими ужасами пугали, какие провокации на известных сопредельных нам территориях были проведены, — не только «традиционные туристы», но и многие фанаты футбола не решились ехать в Россию.

Прогнозы ухудшились

Но продолжим. Одним из важных негативных результатов обследования стало ухудшение прогнозов предпринимателей на IV квартал 2018 г. по всем ключевым показателям деятельности организаций сферы услуг. Особенно настораживающим для авторов анализа выглядит снижение до нулевого значения баланса оценок ожидаемого изменения занятости.

Отвечая на данный вопрос обследования, предприниматели опираются не просто на свои субъективные ожидания, надежды или опасения, а на реальные намерения сокращать работников при отсутствии позитивных макроэкономических сдвигов. Если в первой половине текущего года число респондентов, собиравшихся сокращать работников, было меньше числа тех, кто предполагал расширять штаты, то теперь эти доли сравнялись. Учитывая, что предпринимательские прогнозы всегда оказываются более оптимистичными по сравнению с последующим фактическим развитием ситуации, такие результаты обследования, резонно замечают эксперты ЦКИ, могут свидетельствовать о предстоящих сокращениях работников в конце 2018 г. При этом, предупреждают они, нельзя забывать, что сфера услуг дает рабочие места и источники дохода большой части российского населения, особенно в малых городах, где недостаточно промышленных и строительных организаций для обеспечения занятости. Также сфера услуг предоставляет рабочие места населению, зачастую не имеющему высокого уровня образования, знаний и компетенций, позволяющего в случае потери места сразу же перейти на работу в более технологичные виды экономической деятельности, говорится в исследовании ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Оценки изменения основных показателей деятельности организаций сферы услуг, балансы*, %

2017

2018

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

Спрос на услуги

–11

–13

–11

–13

–9

–10

–8

Число заключенных договоров (обслуженных клиентов)

–10

–13

–12

–12

–8

–8

–8

Объем оказанных услуг в стоимостном выражении

–11

–13

–13

–11

–7

–10

–8

Численность занятых

–7

–7

–7

–7

–5

–5

–5

Цены (тарифы) на услуги

–2

–1

0

–1

–2

1

2

Прибыль

–16

–16

–18

–18

–15

–15

–14

Собственная конкурентная позиция

–3

–4

–4

–4

–3

–4

–3

Экономическое положение

–7

–5

–6

–6

–2

–5

–6

* Баланс — разность долей респондентов (в процентах), отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, оценивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в отчетном периоде («нормальный» уровень — достаточный, допустимый, приоритетный для сложившихся условий).

Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ