Уверенность бизнеса в сфере услуг идет на убыль

| статьи | печать

Деловые настроения руководителей компаний сервисной отрасли постепенно ухудшались в течение всего предыдущего года. Значение Индекса предпринимательской уверенности здесь сократилось с –1% в I квартале до –4% в октябре — декабре 2018 г. Деловая активность предпринимателей вернулась к уровню 2017 г., однако осталась заметно выше, чем в 2015—2016 гг.

Среди 14 наблюдаемых статистическим ведомством видов услуг благоприятный деловой климат выявлен лишь в сегменте страхования (положительное значение ИПУ), нейтральный — в секторе технического обслуживания и ремонта автотранспорта, а также санаторно-курортных услуг. Максимальное количество негативных оценок было получено от предпринимателей, оказывающих риелторские услуги и занятых ремонтом предметов личного потребления.

Исходя из обобщенных мнений респондентов, в IV квартале 2018 г. наблюдалось заметное сокращение спроса на услуги. Значение баланса оценок изменения данного показателя уменьшилось на 5 п.п. (до уровня –13%), что является одним из самых низких результатов за семь лет проведения обследований. Сократился спрос на все наблюдаемые виды услуг, наиболее существенно — на услуги риелторов, ломбардов, гостиниц и на ремонт предметов личного пользования. Слабый спрос на услуги на протяжении последних четырех лет возглавлял рейтинг факторов, лимитирующих деятельность сервисных организаций.

Динамика объема оказанных услуг в целом соответствовала траектории спроса, демонстрируя усиление негативной тенденции. Баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) снизился на 3 п.п. (до значения –11%). Отток клиентов, согласно мнениям предпринимателей, наблюдался во всех видах услуг, особенно сильный — в ремонте изделий личного пользования, ломбардных и риелторских услугах.

Ускорились темпы снижения занятости в сфере услуг. Баланс оценок изменения показателя снизился на 3 п.п. (до –8%). Незначительно расширялись штаты страховых компаний, санаторно-курортных организаций и стоматологических клиник. В этих видах услуг сложились положительные балансы оценок изменения показателя в диапазоне от 2 до 4 п.п. Наиболее существенно сокращалась численность работников в сегменте ремонта предметов личного пользования, где баланс оценок снизился до –14%.

Усилился пессимизм предпринимателей относительно финансового положения организаций сферы услуг. Баланс оценок изменения объема полученной прибыли снизился на 3 п.п. — до худшего за последние два года значения (–18%). Максимальное число негативных мнений было получено от руководителей ломбардов и рекламных агентств, в этих сегментах баланс оценок составил –24%. Оптимистичнее других были настроены предприниматели, оказывающие услуги связи и страхования.

Экономическое положение организаций в IV квартале 2018 г. считали «благоприятным» 15% участников обследования, при этом 64% констатировали «удовлетворительную» и 21% — «неблагоприятную» ситуацию. Максимальное количество позитивных оценок (23%) было получено от руководителей страховых компаний, а негативных (25%) — от топ-менеджеров туристических фирм.

Обобщенные мнения предпринимателей свидетельствовали об относительной стабильности цен на услуги. Баланс оценок изменения показателя в течение последних трех лет колебался вокруг нулевой отметки. При этом подорожание услуг наиболее часто отмечали руководители туристических компаний: баланс оценок тут составил +7%. Напротив, предприниматели, занятые в ломбардном и рекламном бизнесе, чаще других констатировали снижение цен.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг в 2018 г., %

Квартал   

Значение индекса

I квартал

–1

II квартал

–2

III квартал

–3

IV квартал

–4

Источник: Росстат, ВШЭ