Более активный рост предсказан рынку грузовых автомобилей

| статьи | печать

Согласно оценкам экспертов PwC в России, по итогам 2022 г. на отечественном авторынке превзойти его лучшие показатели, продемонстрированные в 2012 г., смогут сегменты грузовых автомобилей и автобусов. Продажи новых легковых и легких коммерческих авто еще не восстановятся.

В обзоре PwC российского автомобильного рынка в 1-м полугодии 2018 г. отмечается, что его восстановлению способствовала положительная динамика ряда макроэкономических показателей в I квартале.

Легковые

В 1-м полугодии 2018 г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 790 000 штук, увеличившись на 19% в годовом измерении (с 665 000 штук).

Продажи российских автопроизводителей выросли на 20%, чему способствовал, отмечают аналитики PwC, рост спроса на легковые автомобили Lada и, в частности, на модели Vesta и Largus, продажи которых в 1-м полугодии 2018 г. увеличились на 43 и 53% соответственно. Продажи легковых автомобилей UAZ выросли благодаря росту спроса на 43% на модель Pickup. При этом спрос на остальные модели UAZ сократился.

Прирост продаж иномарок российского производства оказался ниже среднеотраслевого уровня и составил 17%. По состоянию на 1-е полугодие 2018 г. около 62% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент.

Сохранению позиций и конкурентоспособности иномарок российского производства, подчеркивают авторы обзора, во многом способствовали различные программы господдержки.

Доля импорта в совокупных продажах в 1-м полугодии 2018 г. составила около 16%. Из-за повышения ставки утилизационного сбора, а также благодаря укреплению рубля в феврале — марте 2018 г. продажи импортных легковых автомобилей в 1-м полугодии выросли на 23%.

В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в рублевом измерении он увеличился больше (23% против 19) по причине ослабления рубля в 1-м полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Среди ключевых тенденций на российском рынке легковых автомобилей в первом полугодии 2018 г. авторы обзора отмечают:

  • в 2018 г. объем господдержки авторынка был сокращен, что было обусловлено постепенным его переходом к естественному росту. Тем не менее в июле 2018 г. было принято решение о продлении действия программы льготного автокредитования и автолизинга до 2020 г. Также отдельно были увеличены льготы по автокредитованию для Дальневосточного федерального округа в целях стимулирования продаж автомобилей отечественной сборки в этом регионе;

  • на фоне снижения объемов господдержки многие автопроизводители продолжают развивать собственные финансовые предложения, такие как трейд-ин, льготное кредитование, операционный лизинг и лизинг для физических лиц;

  • в преддверии повышения ставок утилизационного сбора с 1 апреля 2018 г. наблюдался рост импорта легковых автомобилей. В тройку крупнейших импортеров вошли Toyota, Mercedes-Benz и Lexus, на долю которых приходится около 45% всего импорта;

  • впервые с 2015 г. премиум сегмент показал положительную динамику и вырос на 5,5%, составив 70 900 штук, при этом его доля продолжает сокращаться и составляет 9%. Многие лидеры 1-го полугодия 2017 г., такие как Jaguar, Volvo, Jeep, Cadillac, Infiniti, продемонстрировали отрицательную динамику, в то время как Mercedes и Lexus сменили тренд развития со снижения продаж на рост;

  • крупнейшими по объему продаж в 1-м полугодии 2018 г. продолжают оставаться сегменты SUV и B, на которые в совокупности пришлось более 81% всех продаж новых легковых автомобилей.

Аналитики PwC прогнозируют, что в 2018 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 14% и достигнуть 1,68 млн штук в оптимистическом сценарии. В базовом сценарии продажи могут увеличиться на 12% до 1,65 млн штук. Реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры.

Авторы обзора называют следующие факторы, которые могут замедлить рост продаж во второй половине 2018 г.:

  • ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности рубля;

  • повышение ставок утилизационного сбора;

  • сокращение господдержки автопромышленности;

  • отмена льгот на ввоз комплектующих и ужесточение требований к потенциальным участникам специальных инвестиционных контрактов.

Назвали они и фактор, который будет способствовать росту продаж: повышенный спрос на автомобили к концу года в преддверии увеличения с 1 января 2019 г. ставки НДС до 20%.

Коммерческие

В сегмент легких коммерческих автомобилей попадают машины полной массой до 3,5 т. В 1-м полугодии 2018 г. рынок таких автомобилей показал прирост на уровне 5% и достиг показателя в 52 900 штук. Среди лидеров по темпу прироста продаж — Citroen (+65%), Peugeot (+60%), Ford (+59%).

На рынке доминируют российские бренды GAZ, UAZ и Lada, занявшие в совокупности 70% рынка, однако среди топ-10 отечественные бренды потеряли долю, эквивалентную 6 п.п. по сравнению с тем же периодом 2017 г. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд GAZ (+10%).

По прогнозу аналитиков PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей составит 8% и достигнет 117 000 штук.

Основные факторы, оказывающие влияние на рынок легких коммерческих автомобилей, в обзоре названы следующие:

  • малый и средний бизнес. По мере восстановления экономики активность секторов МСБ будет расти и тем самым способствовать увеличению продаж данных автомобилей;

  • государственная поддержка. Продление действия госпрограммы льготного кредитования и лизинга будет способствовать росту продаж коммерческого транспорта.

Рынок грузовых автомобилей включает в себя среднетоннажные (от 3,5 до 16 т) и крупнотоннажные (свыше 16 т) грузовые автомобили.

В 1-м полугодии 2018 г. продажи грузовых автомобилей составили 37 900 штук, увеличившись на 20%. При этом тенденция роста доли иностранных брендов продолжилась в 1-м полугодии 2018 г. Так, отмечают эксперты PwC, из десяти крупнейших игроков отечественные бренды потеряли почти 5% рынка, в то время как иностранные нарастили на 2%.

Согласно прогнозу авторов обзора, в 2018 г. прирост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 27% и достигнет 102 000 штук.

Основными факторами, оказывающими влияние на рынок грузовых автомобилей, они назвали:

  • развитие дорожного хозяйства. В конце 2017 г. была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы», реализация которой будет способствовать росту объема грузоперевозок, что приведет к необходимости расширения парка грузовых автомобилей;

  • развитие лизинговых продуктов. Удешевление лизинга и появление новых лизинговых продуктов будет стимулировать рост продаж грузовых автомобилей.

Сегмент автобусов включает в себя транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более восьми мест для сидения, не считая места водителя, за исключением транспортных средств, которые попадают в категорию легких коммерческих автомобилей.

Продажи новых автобусов в 1-м полугодии 2018 г. показали прирост на уровне 22%, достигнув показателя в 6300 штук. Более 94% рынка автобусов среди топ-5 игроков занимают отечественные бренды, среди которых лидером является PAZ, нарастивший свою долю до 51%.

Согласно прогнозу аналитиков PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж автобусов составит 22% и достигнет 14 200 штук.

Основные факторы, оказывающие влияние на рынок автобусов, следующие:

  • нормативно-правовые акты. Продление программы государственной поддержки производителей техники на газомоторном топливе станет фактором, стимулирующим рост продаж;

  • постановление Правительства РФ. С 1 июля поэтапно вступает в силу постановление, запрещающее использовать для перевозки организованных групп детей автобусы старше десяти лет.

Из прогнозов PwC по развитию российского авторынка на пять лет (включая 2018 г) следует, что в 2022 г. рынок новых легковых автомобилей при среднегодовом приросте 6% составит 2,1 млн штук и все еще будет отставать от лучшего своего показателя 2012 г. на 660 000 штук, или на 24%.

Аналогичный прогноз и для легких коммерческих авто — при таком же среднегодовом приросте их продажи составят 133 000, что на 41 000, или также на 24%, меньше, чем в 2012 г.

А вот грузовые автомобили, по прогнозу PwC, могут показать среднегодовой прирост своего рынка на 12% и в 2022 г. составить 134 000 штук, что почти на 4% превышает результат 2012 г.

При самом низком среднегодовом приросте в 3% рынок автобусов тоже прогнозируется аналитиками PwC выше результата 2012 г. — 18 000 против 17 100 соответственно, или с приростом на 5%.

Прогноз российского рынка новых автомобилей в 2018—2022 гг., штук

Сектора

2018, сценарии

2019

2020

2021

2022

базовый

оптимистичный

Новые легковые, млн

1,65

1,68

1,86

1,96

2,04

2,1

Легкие коммерческие,

117

121

133

135

133тыс.

Грузовые, тыс.

102

108

116

125

134

Автобусы, тыс.

14,2

15,2

16,0

17,1

18,0

Источник: PwC