1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 165

Рынку коммерческих автомобилей прогнозируется нормальное развитие. При условии господдержки

Эксперты PwC пророчат коммерческому автотранспорту в России на ближайшее время и в последующие годы хороший рост, но практически во всех их прогнозах фигурирует важность поддержки государства.

В прошлом номере «ЭЖ» мы уделили внимание прогнозам по российскому рынку новых легковых автомобилей в итоговом за 2017 г. обзоре PwC. Сегодня речь о второй его части — коммерческой автотехнике.

Легкие, но коммерческие

В сегмент легких коммерческих попадают автомобили полной массой до 3,5 т. В 2017 г. рынок легких коммерческих автомобилей показал прирост на уровне 17% и достиг показателя в 108 000 шт. Среди лидеров по темпу прироста продаж — Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%).

При этом, отмечают эксперты PwC, на рынке доминируют российские бренды GAZ, UAZ и Lada, занявшие в совокупности 72% его доли. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд Lada (+31%). В 2017 г. UAZ вывел на рынок новую перспективную модель — UAZ Profi, которая, как ожидают авторы исследования, укрепит рыночные позиции бренда в сегменте.

Согласно их прогнозу, в 2018 г. прирост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей составит 12% и достигнет 121 000.

Основные факторы, оказывающие влияние на рынок данных авто, как считают аналитики PwC, следующие:

  • по мере восстановления экономики активность секторов малого и среднего бизнеса возрастет, что будет способствовать увеличению продаж легких коммерческих автомобилей;

  • согласно консенсус-прогнозу Bloomberg цена на нефть может увеличиться до 62,5 долл. США за баррель в 2018 г., что положительно скажется на продажах автомобилей;

  • продление государственной программы «Свое дело» на 2018 г. будет служить дополнительным фактором, стимулирующим продажи коммерческого транспорта.

Грузовики

Рынок грузовых автомобилей включает в себя среднетоннажные (от 3,5 до 16 т) и крупнотоннажные (свыше 16 т) грузовики.

В 2017 г. продажи таких автомобилей составили 80 000 шт., увеличившись на 50%. При этом в структуре продаж наблюдается тенденция роста доли иностранных брендов. Так, отмечают авторы обзора, из десяти крупнейших игроков рынка отечественные бренды потеряли почти 10% его доли, в то время как иностранные нарастили долю на 13%.

Согласно прогнозу PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 10% и достигнет 88 000.

Основные факторы, оказывающие влияние на рынок грузовых автомобилей, говорится в исследовании, следующие:

  • государственные программы «Свое дело» и «Российский тягач» будут способствовать росту спроса на новые грузовые автомобили;

  • в конце 2017 г. была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы», реализация которой будет способствовать росту объема грузоперевозок;

  • благоприятное влияние окажет на рынок стабилизация макроэкономических показателей, рост предпринимательской уверенности и оживление отраслей, связанных с использованием грузовых автомобилей, таких как строительство, торговля, промышленность.

Автобусы

Сегмент автобусов включает в себя транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более восьми мест для сидения, не считая места водителя, за исключением транспортных средств, которые попадают в категорию легких коммерческих автомобилей.

Продажи новых автобусов в 2017 г. показали прирост на уровне 13%, достигнув показателя в 11 700 штук.

Более 88% рынка автобусов занимают отечественные бренды, среди которых лидером является PAZ, нарастивший свою долю до 65% рынка.

Согласно прогнозу аналитиков PwC, в 2018 г. прирост общего объема продаж автобусов составит 16% и достигнет 13 600.

Основные факторы, оказывающие влияние на рынок автобусов, по оценке аналитиков, такие:

  • более 40% парка автобусов старше 15 лет, его необходимо будет обновить в ближайшем будущем;

  • постановление Правительства РФ, устанавливающее требования к году выпуска автобусов, перевозящих детей, планируется к вводу с 1 июля 2018 г. В случае реализации планов по вводу постановления эксперты PwC ожидают вложения инвестиций в обновление парка автобусов, перевозящих детей;

  • расширение географии метро, развитие альтернативных видов передвижения, таких как райдшеринг и каршеринг, а также рост количества автомобилей, находящихся в личном владении, в будущем, полагают авторы обзора, могут сдерживать спрос на новые автобусы.

Сельхозтехника

Приоритетным направлением в отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России на ближайшие годы является обновление парка техники и развитие экспортных продаж.

Реализация сельскохозяйственной техники в России в 2017 г., отмечают аналитики PwC, показала небольшое снижение относительно предыдущего года (–2%). Например, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, продажи тракторов сократились на 2%, зерноуборочных комбайнов — на 1, кормоуборочных комбайнов — на 3%.

В последние годы в России наблюдалось сокращение парка сельскохозяйственной техники. На фоне ее недостатка и высокого среднего возраста (по данным Министерства сельского хозяйства РФ, средний возраст тракторов — 25 лет, говорится в обзоре) государством был принят ряд мер по улучшению ситуации в отрасли.

Так, в 2017 г. была принята Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 г. Основными ее направлениями были обозначены ускоренное обновление парка техники и развитие экспортных продаж. Важность последнего направления, отмечают эксперты PwC, подтверждается тем, что в 2017 г. была также принята Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 г.

В настоящее время основными мерами господдержки являются предоставление субсидий производителям, в том числе на развитие экспорта, компенсация утилизационного сбора и финансирование НИОКР.

Спецтехника

По итогам 2017 г. рынок спецтехники впервые за последние пять лет показал рост, когда совокупные продажи увеличились на 49%. В 2017 г. наблюдалась положительная динамика по всем видам спецтехники. Наименьший прирост показали погрузчики с бортовым поворотом (+16%) и самоходные грейдеры (+29%).

Основными факторами, оказавшими влияние на рынок спецтехники, авторы исследования считают следующее:

  • в последние годы продажи новой строительной техники показывали отрицательную динамику, что связано с уходом потребителей на рынок подержанной техники. Тем не менее, замечают эксперты PwC, растущий износ парка спецтехники будет стимулировать игроков проводить обновление основных средств;

  • выделение Минпромторгом России субсидий общим размером 1 млрд руб. по лизинговым договорам техники российских производителей позволило нарастить не только продажи спецтехники, но и объемы производства отечественных предприятий. Действие льготных условий лизинга спецтехники, на которое направлено 2,5 млрд руб., также поддержит рынок, отмечают авторы обзора;

  • восстановление смежных отраслей экономики, эксплуатирующих технику специального назначения, в частности строительства, окажет благоприятное воздействие на рынок спецтехники;

  • комплекс мер государственной поддержки для продвижения отечественных брендов на внешних рынках способствовал значительному росту экспорта в 2017 г.(+73% по состоянию на сентябрь 2017 г.).

В заключение исследования PwC его авторы делают следующие обобщения.

В перспективе пяти лет ожидается положительная динамика авторынка, обеспеченная восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии.

Оживление секторов малого и среднего бизнеса окажет положительное влияние на сегмент легких коммерческих автомобилей.

Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей.

Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка.

Приоритетным направлением в отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России на ближайшие годы является обновление парка техники и развитие экспортных продаж.

На реализацию автомобилей специального назначения окажут влияние необходимость обновления изношенного парка, а также исполнение мер господдержки.

Детальные прогнозы PwC по секторам коммерческого автотранспорта — в таблицах.

Прогноз продаж легких коммерческих автомобилей, тыс. штук

2018

2019

2020

2021

2022

121

131

134

136

133

Прогноз продаж грузовых автомобилей, тыс. шт.

2018

2019

2020

2021

2022

88

100

110

118

126

Прогноз продаж автобусов, тыс. шт.

2018

2019

2020

2021

2022

13,6

14,7

15,3

16,8

17,6

Источник: PwC

Прогноз продаж сельскохозяйственной техники в 2018 г., тыс. шт.

2015

2016

2017

2018 (прогноз)

31,5

34,3

33,8

36,8

Источник: Министерство сельского хозяйства РФ, анализ PwC

Прогноз продаж дорожно-строительной техники в 2018 г.

2013

2014

2015

2016

2017

2018 (прогноз)

15 594

14 323

6418

6030

9005

12 093

Источник: АЕБ, анализ PwC