Прогнозы PwC по росту продаж новых легковых авто повысились, но рекордов по-прежнему не обещают

| статьи | печать

Итоги российского рынка новых легковых автомобилей за 2017 г. превзошли самые оптимистичные ожидания экспертов PwC, озвученные ими полгода назад. Взбодрились и их прогнозы на ближайшие пять лет, но, как и ранее, падения былых рекордов продаж авто они не обещают.

В 2017 г. продажи новых легковых автомобилей в России, по оценке PwC, достигли 1,475 млн шт., увеличившись на 12,5% по сравнению с 2016 г., когда было продано 1,311 млн шт.

Напомним, что по результатам 1-го полугодия 2017 г. даже оптимистичный прогноз из двух предложенных экспертами PwC на итог по ушедшему году предполагал продажи 1,46 млн автомобилей с ростом к 2016 г. на 11%.

Таким образом, действительность оказалась приятнее. Причем продажи российских автопроизводителей выросли на 14%, чему, отмечают авторы обзора авторынка, во многом способствовал рост спроса на легковые автомобили Lada, в частности на модели Lada Vesta и Lada XRAY, продажи которых за год увеличились на 40 и 67% соответственно.

Прирост продаж иномарок российского производства также оказался выше среднерыночного и составил 19%. По результатам 2017 г. 61% всех продаж новых легковых автомобилей пришелся именно на данный сегмент. Повышение уровня локализации крупнейших иностранных автопроизводителей в массовом сегменте и действие госпрограмм стимулирования спроса способствовали укреплению позиций иномарок российского производства на рынке.

Доля импорта в совокупных продажах в 2017 г. составила 17% против 21% в 2016 г. Аналитики PwC замечают, что, несмотря на значительное укрепление рубля за период (58 руб./долл. США в 2017 г. по сравнению с 67 руб./долл. в 2016 г.), количество продаж импортированных автомобилей упало на 7%.

В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом во втором случае рынок вырос существенно выше (31% против 14%), что стало следствием укрепления российской валюты.

Авторы обзора PwC выделяют следующие ключевые тенденции на российском рынке легковых автомобилей в 2017 г.:

  • бренды, сделавшие акцент на развитие различных собственных финансовых программ, с присутствием в продуктовой линейке моделей, на которые распространялось действие государственных программ стимулирования спроса, показали положительный прирост продаж;

  • в массовом сегменте лидирующую позицию сохраняет за собой отечественный бренд Lada, который показал прирост продаж на уровне 17% и нарастил свою долю на рынке до 20,5%. Также высокий прирост продаж продемонстрировал Ravon, который вышел на российский рынок в 2016 г. и за год сумел нарастить продажи до 15 000 шт. Ожидается, что расширение модельного ряда бренда и реализация привлекательной ценовой политики может простимулировать дальнейший рост продаж данного бренда на рынке;

  • на фоне восстановления рынка по многим премиальным импортным брендам наблюдалась отрицательная динамика продаж. Несмотря на то что в целом премиальный сегмент в меньшей степени подвержен негативному влиянию экономического спада, в случае затяжного кризиса начинает проявляться отложенный негативный эффект. С учетом роста цен на импортные автомобили и нераспространения программ господдержки на них аналитики PwC ожидают более медленного восстановления премиального сегмента по сравнению со средним и массовым сегментами в 2018 г.;

  • крупнейшими по объему продаж в 2017 г. стали сегменты SUV и B, на которые в совокупности пришлось более 80% всех продаж новых легковых автомобилей.

В 2018 г. продажи последних в России, по прогнозу экспертов PwC, могут вырасти на 11% и достигнуть 1,64 млн шт.

Одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей в России в 2018 г. стал прогноз цены на нефть. По данным аналитического агентства Global Insight, средняя цена на нефть марки Brent составила 54,2 долл. за баррель по результатам 2017 г., и в 2018 г., согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, цена может увеличиться до 62,5 долл. за баррель, что будет стимулировать продажи новых автомобилей.

На развитие рынка, полагают авторы обзора, будут также оказывать влияние темпы восстановления экономики страны, в частности, уровень потребительской уверенности. По результатам 2017 г. она все еще остается на низком уровне, но тем не менее наблюдается положительная динамика.

По итогам 2018 г. эксперты PwC ожидают сохранения доли автомобилей, произведенных в России, в общих продажах на уровне 83%.

Снижение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в 2018 г. в соответствии с требованиями ВТО потенциально может способствовать небольшому росту продаж импортных автомобилей, однако запланированная индексация утилизационного сбора может скорректировать предпочтения потребителей в пользу выбора автомобилей, произведенных внутри страны, если итоговое увеличение цены импортных автомобилей будет существенным, резонно полагают аналитики PwC.

В перспективе пяти лет они ожидают положительную динамику авторынка, обеспеченную восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии.

В ближайшие годы ожидается увеличение инвестиционной активности в автомобильной отрасли России, и ее интенсивность во многом будет определяться скоростью восстановления авторынка. В течение 2016—2017 гг., напоминают авторы обзора, крупные игроки заявили о реализации ряда проектов, например:

  • Bridgestone открыл шинный завод в Ульяновской области в 2017 г. (инвестиции — 220 млн долл.);

  • Группа ГАЗ и Volkswagen продлили соглашение о контрактной сборке до 2025 г.;

  • BMW выбрал Калининградскую область для построения завода полного цикла;

  • FAW подписал соглашение с «Автотор» на выпуск легковых автомобилей;

  • Mercedes-Benz начал строительство завода в Московской области, а Great Wall продолжает строительство завода в Тульской области (запуск обоих намечен на 2019 г.).

В случае сохранения положительной динамики в отрасли, начавшейся в 2017 г., и реализации инвестиционных планов игроков эксперты PwC прогнозируют среднегодовой темп прироста продаж на уровне около 8% в период 2018—2022 гг. в отсутствие внешних шоков.

Определяющим фактором в достижении прогноза продаж станет устойчивый рост и стабильность основных макроэкономических показателей.

Аналитики PwC отмечают, что в феврале 2018 г. была одобрена Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2025 г., реализация которой будет способствовать улучшению инвестиционного климата в отрасли.

Основными направлениями Стратегии были обозначены увеличение локализации, разработка перспективной техники (электромобилей, автопилотов, газомоторной техники) и наращивание экспорта.

Обратим внимание, что горизонт прогнозирования по сравнению с августом 2017 г. авторы обзора увеличили на год, а ожидаемые ими показатели продаж изрядно повеселели. Например, полгода назад они прогнозировали на 2021 г. реализацию 1,88 млн авто, а теперь — 2,12 млн. На край нового прогноза — 2022 г. — эксперты PwC заложили реализацию 2,22 млн новых легковых автомобилей. Однако от рекорда 2012 г. (2,76 млн шт.) это все равно далековато — на 540 000 продаж, или на 19,6%.

Рынок новых легковых автомобилей в России в 2017 г.

Категории легковых а/м (без учета LCV)

Продажи, тыс. шт.

Продажи, млрд руб.

Продажи, млрд долл. США

2017

2016

изменение

2017

2016

изменение

2017

2016

изменение

Отечественные бренды

323

284

+14%

188

167

+13%

3,2

2,5

+29%

Иномарки российского производства

897

753

+19%

1018

815

+25%

17,5

12,2

+43%

Импортные новые автомобили

255

273

–7%

764

747

+2%

13,1

11,2

+17%

Всего

1475

1311

+12,5

1970

1729

+14

33,8

25,9

+31%

Источники: AEБ, «Автостат», ФТС России, анализ PwC

Прогноз рынка новых легковых автомобилей, тыс. шт.

Категории легковых а/м (без учета LCV)

2017 факт

2018 прогноз

Отечественные бренды

323

360

Иномарки российской сборки

897

1000

Импортные автомобили

255

280

Рынок в целом

1475

1640

Источник: анализ PwC

Изменение доли рынка топ-10 игроков, %

Бренд

Доля рынка

2016

2017

Lada

19,7

20,5

KIA

11,4

12,3

Hyundai

11,0

10,6

Renault

8,9

9,2

Toyota

7,1

6,4

Volkswagen

5,7

6,1

Nissan

5,4

5,2

Skoda

4,2

4,2

Ford

2,8

2,8

Mercedes-Benz

2,7

2,5

Прочие

21,1

20,2

Источник: АЕБ, анализ PwC