Санкции ударят по людям, а не по компаниям

| статьи | печать

Возобновленные дискуссии в США о новых санкциях против России вернули в повестку дня вопрос об их последствиях. Ясности ни в сроках, ни в составе новых санкций нет, но главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров решил оценить, каким будет их влияние на экономику и население России. Вопреки ожиданиям инициаторов санкций, ограничительные меры в большей степени затронут население и инвесторов, а главными бенефициарами станут российские экспортеры и государство, которые, как это ни парадоксально, определены как главные цели санкций, считает аналитик.

За 4,5 года санкционной войны Россия столкнулась с ограничительными мерами против крупнейшего бизнеса и политической элиты, что существенно повлияло на функционирование российской экономики — она стала гораздо меньше зависеть от мировых кредитных рынков и сильней опираться на внутренние факторы роста.

Уже действующие санкции не нанесли реального ущерба экономике, который был бы при ограничении или полном запрете экспорта из России — главного источника финансирования экономики и правительства. Причина, по которой этого не произошло, связана с побочным эффектом таких ограничений: прекращение российского экспорта нефти и газа создало бы огромные проблемы в странах-импортерах, главным образом в Европе. А рост цен на нефть в большой степени способствовал поддержанию макроэкономической и финансовой стабильности, особенно в течение последних 12 месяцев.

Некоторые из последних инициатив США предполагают введение определенных ограничений̆ на российский экспорт энергоресурсов, но В. Тихомиров полагает, что шансы, что подобные санкции будут введены, крайне невысоки.

Санкции против кризисного опыта

Ограниченные негативные последствия санкций̆ для российской экономики можно объяснить двумя факторами. Во-первых, эти санкции не стали, как выразился премьер-министр Дмитрий̆ Медведев, объявлением экономической войны, чем бы стало введение жестких ограничений на работу крупнейших российских компаний — банков и экспортеров нефти и газа. Во-вторых, российская экономика изменилась коренным образом. Гибкость государственной политики и большой опыт антикризисного управления значительно возросли, не в последнюю очередь благодаря превентивным мерам для защиты крупнейших компаний, а также проведению жесткой налоговой и денежно-кредитной политики.

Поэтому последствия новых санкций̆ сильно отличаются от того, что было бы несколько лет назад. Во время предыдущих кризисов 1998—1999 и 2008—2009 г. усиление негативных внешних факторов почти сразу поразило экономику и побудило правительство и ЦБ к активным интервенциям за счет резервов. Это в конечном итоге ослабило финансовое положение России и спровоцировало длительные волны финансовой нестабильности.

Когда в 2014 г. началась санкционная война, правительство избирательно подошло к поддержке экономики, что значительно снизило стоимость антикризисного управления. Кроме того, переход ЦБ от валютного таргетирования к инфляционному придал рублю столь необходимую гибкость, когда критические изменения в платежном балансе России увеличили давление на международные резервы. Россия смогла выдержать двойной удар — в виде санкций и падения цен на сырьевые товары, без каких-либо серьезных потерь в финансовой или макроэкономической стабильности.

Удар по рублю

В условиях свободного курсообразования именно национальная валюта принимает на себя первый и, возможно, самый сильный удар от любых негативных изменений во внешней ситуации, включая новые санкции. Но, признает В. Тихомиров, в последние четыре года влияние санкций на валюту было намного меньшим, чем влияние цен на нефть, что стало особенно заметно в период до 1 сентября 2017 г. Затем динамики курса рубля и цен на нефть начали расходиться.

Основная причина слабости рубля за последние 12 месяцев связана со значительным увеличением санкционного давления на Россию, считает В. Тихомиров, — оно привело к росту политического риска, связанного с инвестициями в Россию и, в конечном итоге, развернуло поток иностранных инвестиций. Если бы не рост цен на нефть, сопровождавший этот процесс, номинальная стоимость рубля была бы намного ниже.

В период с конца августа 2017 г. по конец августа 2018 г. курс потерял в номинальном выражении десять рублей на долларе — несмотря на значительный рост цен на нефть (на 20 долл. за баррель) за тот же период. По оценке аналитика, если бы политический риск «на Россию» не изменился, курс был бы на 20 руб. ниже, чем сейчас.

Большинство потерь в стоимости рубля произошло в три этапа:

1. В августе 2017 г. — после того, как США приняли законопроект о введении новых, гораздо более широких санкций̆ против России.

2. В апреле 2018 г. — после объявления санкций̆ против крупнейшего российского производителя алюминия UC Rusal.

3. В августе 2018 г. — после того, как было сообщено, что конгресс США рассматривает новый законопроект о введении существенно более жестких мер, в то время как Госдепартамент США объявил о новом наборе санкций, связанных с обвинениями России в отравлении семьи Скрипалей в Великобритании.

Инфляционное давление нарастает с повышением импортных цен

Более слабая валюта создает следующие негативные последствия для экономики:

1. Изменение инфляционных ожиданий̆ вынуждает ЦБ занять оборонительную позицию в денежно-кредитной политике и в конечном итоге может даже подтолкнуть регулятора к повышению ставок, что, в свою очередь, приведет к удорожанию банковских кредитов.

2. Более высокая стоимость кредитования замедляет инвестиции, что в конечном итоге скажется на темпах роста экономики.

3. Потребители сталкиваются со снижением качества жизни, поскольку импортные товары и зарубежные поездки становятся менее доступными.

4. Более высокие цены на импортируемые средства производства приводят к сокращению планов компаний по модернизации.

Помимо влияния на валюту, санкции также несут и другие важные негативные последствия: они ограничивают доступ российских компаний̆ к глобальным кредитным рынкам и, следовательно, приводят к росту затрат на ведение бизнеса внутри страны; создают значительные трудности для российского бизнеса в получении новых зарубежных технологий и, следовательно, препятствуют их модернизации; по мере того как иностранные инвесторы уходят, санкции создают существенное давление продавцов на внутреннем рынке; инвестиционная среда страдает, поскольку инвесторы становятся более осторожными или отказываются от вложений̆ в Россию из-за повышенных политических рисков.

Макроэкономически стабильно

За последние 12 месяцев, в течение которых санкционное давление на Россию усиливалось, макроэкономическая картина была существенно искажена под влиянием двух факторов: рост цен на нефть, обеспечивший увеличение выручки крупнейших российских компаний, банков и доходов госбюджета, и позитивные последствия кризиса 2014—2016 гг. в форме адаптации экономики к изменениям внешней конъюнктуры.

Эти факторы вряд ли будут оказывать влияние в ближайшие 12 месяцев, считает В. Тихомиров: низка вероятность очередного повышения нефтяных котировок на 20 долл. за барр., тогда как рост активности на внутреннем рынке в посткризисный период постепенно сходит на нет. Активная позиция правительства может стать новым стимулом для экономики (новые майские указы), но пока не ясно, как будет выглядеть будущая повестка правительства.

В. Тихомиров перечисляет позитивные и негативные долгосрочные макроэкономические последствия̆ для России, к которым может привести санкционная война:

Позитивные:

1. Сохранение спроса на локальное фондирование и услуги по мере сокращения внешних возможностей, что должно создать возможности для роста во многих областях, в особенности в банковской и финансовой.

2. Сокращение внешней долговой нагрузки сделает экономику менее уязвимой в случае турбулентности на глобальных долговых рынках, в особенности, когда мировые центробанки ужесточают денежно-кредитную политику.

3. Проведение жесткой бюджетной политики (восстановление резервов как защита от будущих кризисов) вынудит власти действовать более активно в вопросах реализации назревших и непопулярных социальных и структурных реформ.

Негативные:

1. Задача поддержания финансовой стабильности станет более трудновыполнимой из-за повышения инфляционного давления, роста волатильности валютных курсов и дальнейшего снижения внутреннего спроса.

2. Экономика находится под давлением, так что спрос на господдержку будет естественно расти многие кварталы, что затруднит проведение жесткой фискальной политики.

3. Усиление санкционного давления означает менее открытую экономику, что может привести к отставанию, снижению конкуренции и эффективности во многих областях.

4. Роль государства в экономике будет усиливаться, прозрачность и производительность труда могут пострадать.

Но пока макроэкономические последствия от санкций оказались довольно ограниченными, признает Тихомиров. Два основных фактора, которые определяют динамику экономики, остаются неизменными: это внутренние (структурные изменения или их отсутствие, эффективность управления и роль государства) и фундаментальные внешние (цены на нефть, глобальные экономические тенденции, направление потоков капитала).

Санкционная война обнажила множество слабых мест на макроэкономическом уровне в России, но также помогла сделать ее экономику более независимой и устойчивой к негативным трендам за рубежом.

Однако вышеизложенное не означает, что влияние любых новых санкций̆ на Россию будет незначительным. Нет сомнений в том, что любой новый раунд санкций̆ создает новые трудности российским компаниям. Области, в которых последствия таких санкций̆ могут быть наиболее заметными, включают валютный рынок, инфляцию, официальные и коммерческие ставки, торговлю и потребление.

Вопреки ожиданиям авторов антироссийских санкций̆, констатирует Тихомиров, негативные последствия новых ограничительных мер затронут в первую очередь российское население и инвесторов. И очень возможно, что наибольшую выгоду от новых ограничений̆ снова получат российские экспортеры и государство, которые, как это ни парадоксально, часто рассматриваются в качестве основного объекта таких ограничительных мер.

Санкционная война создает не только много проблем, но и много возможностей. Слабый рубль — благо для части предприятий, особенно экспортеров. Крупным бенефициаром девальвации рубля становятся бюджет и государство: за счет высоких цен на нефть государственные доходы быстро растут, а жесткая фискальная политика («бюджетное правило») ведет к увеличению бюджетного профицита.

Другие положительные макроэкономические последствия введения санкций̆ (и российских контрсанкций) включают:

1. Значительное сокращение внешнего долга России ввиду более проблематичного рефинансирования на мировых рынках.

2. Усиление внешнего давления делает политику правительства более активной и вынуждает государство и местный бизнес снижать зависимость от благоприятных внешних факторов — таких, как высокие цены на нефть или низкая стоимость кредита на мировых биржах.