Минюст ставит заслон утечке финансов под видом долгов

| статьи | печать

Сделать невозможным совершение операций по выводу денежных средств за пределы РФ под видом взыскания долгов зарубежными компаниями призван проект закона, общественное обсуждение которого завершилось на днях на Федеральном портале проектов нормативных актов. Ожидается, что поправки вступят в силу в конце текущего года.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ (в части минимизации рисков по выводу за рубеж денежных средств, взыскиваемых судебными приставами — исполнителями в рамках исполнительных производств)» разработал Минюст России (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/12-17/00076569). Он предусматривает возможность перечисления денежных средств исключительно на счет взыскателя, открытый в банке или иной кредитной организации, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Соответствующие поправки предложено внести в:

  • ст. 8 «Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями»;

  • ст. 70 «Обращение взыскания на денежные средства»;

  • ст. 72 «Порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте».

Чем же объясняют такую инициативу авторы поправок?

На сегодняшний день одним из способов легализации и дальнейшего вывода денежных средств за рубеж является схема, при которой зарубежные компании взыскивают в судебном порядке с резидентов Российской Федерации задолженность по фиктивному договору. Как правило, стороны обращаются в арбитражные либо третейские суды для урегулирования искусственно инициированного спора. После вынесения судом решения в пользу зарубежных компаний исполнительный лист направляется судебным приставам.

В результате в структурное подразделение ФССП России поступает исполнительный документ, формально выданный в полном соответствии с действующим законодательством. Денежные средства лже-должника списываются с его банковского счета и законным образом переводятся на счет подставного взыскателя, открытый в зарубежном банке.

Помимо финансового ущерба, выраженного в утечке финансов за границу, данные схемы потенциально провоцируют коррупциогенный фактор. Как отмечают в Минюсте России, распространение подобных махинаций серьезно повышает риск вовлечения должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Поправки, между тем, предлагают все же оставить добросовестным взыскателям шанс на получение денежных средств должника, даже находясь за пределами России. Проанализировав находящиеся на исполнении в территориальных органах ФССП России исполнительные производства, Минюст России пришел к выводу, что те из них, сумма долга по которым не превышает 3 млн руб., как правило, не содержат характерных признаков незаконного вывода денежных средств за рубеж. Чаще всего взыскателями по данной категории исполнительных производств (с суммой взыскания менее 3 млн), являются компании — правообладатели товарных знаков, патентов, права которых нарушены вследствие незаконного использования брендов. Взыскателей, зарегистрированных на офшорных территориях, среди них не было выявлено. Таким образом, разработчики пришли к выводу о необходимости установления определенного порога, исключив из действия будущего закона исполнительные документы, сумма взыскания по которым не превышает обозначенной суммы.

Кроме того, исключение составят исполнительные производства о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением.