1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 12

Потребительский настрой россиян улучшается

Потребительские настроения граждан с начала года постепенно улучшаются, показал очередной опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Но ориентация на сберегательное поведение остается устойчиво высокой.

Индексы потребительского и кредитного доверия постепенно укрепляют позиции с начала года. Июньские значения показателей превосходят результаты аналогичных периодов 2015—2016 гг., однако от уровня 2014 г. еще далеки, отмечают эксперты ВЦИОМ.

Согласно данным последнего его опроса, уже более четверти граждан (29%) оценивают нынешнее время как благоприятное для крупных покупок (с 23% в январе этого года). Более половины (57%) тем не менее пока настроены скептически. Рассчитываемый показатель потребительского доверия в июне составил 39 п. (год назад — 34 п., два года назад — 33 п.).

В отношении кредитования настроения россиян сегодня также несколько более позитивны, чем год-два назад: соответствующий индекс составляет 26 п. — рост с 21 п. в январе. Однако большинство опрошенных (74%) все же не считают возможным в настоящее время рассматривать вопрос о получении крупных займов, противоположного мнения придерживаются 14% респондентов.

Отношение россиян к банкам за год существенно изменилось: если в июне 2016 г. вариант вклада на счет в банке свободных средств считали оптимальным 33% граждан, то в июне 2017 г. — уже 54%. О том, чтобы забрать деньги из банка, говорит почти вдвое меньшее число опрошенных (29%). Более двух третей россиян (68%) ориентированы на сберегательное поведение — они считают необходимым сократить повседневные расходы (с января эта доля практически не меняется, а год назад она составляла 61%). Напротив, быстрее потратить зарплату или пенсию считают целесообразным 24%, заключают авторы исследования.

Ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб так оценивает ситуацию: «Индексы потребительского и кредитного доверия растут, укрепляется доверие к банкам. Это означает, что, несмотря на усталость от кризиса, люди видят позитивные изменения. Вот почему мы считаем, что наблюдаемый в последнее время рост розничного товарооборота носит не конъюнктурный, а системный характер».

В подкрепление его слов напомним, что с апреля после долгого периода снижения товарооборот в рознице начал год к году последовательно увеличиваться (с +0,1 до +1,2% в июне, +0,7% за II квартал). Правда, в целом за полугодие его динамика все еще отрицательная — –0,5%.