Онлайн-кассы: распутываем клубок вопросов

| статьи | печать
Онлайн-кассы: распутываем клубок вопросов

1 июля наступил час икс, с которого контрольно-кассовая техника, обеспечивающая передачу в момент расчета всех фискальных данных в налоговые органы, должна полностью заменить кассы прежнего образца. Однако переход июльского «рубикона» еще не означает, что онлайн-кассы будут применяться повсеместно. Так, отдельные категории участников расчетов получили послабления, дающие возможность еще год обходиться без передачи фискальных данных в налоговые органы. А в некоторых случаях новая ККТ вообще применяться не должна. Разъяснению этих нюансов посвящены десятки писем контролирующих органов. Но полной ясности, к сожалению, все равно пока нет.

Отсрочка на год

Правом не применять онлайн-кассы до 1 июля 2018 г. согласно переходным положениям, установленным ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), обладают следующие категории участников расчетов:

организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению. Заменить онлайн-кассу можно бланками строгой отчетности старого образца. Напомним, что они были предусмотрены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ) в редакции до вступления в силу Закона № 290-ФЗ. Эта возможность зафиксирована в п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ;

организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД. Им позволено еще год обходится без передачи данных о расчетах в ФНС в случаях, когда расчеты производятся в рамках видов деятельности, переведенных на ЕНВД (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). При этом такие компании и ИП обязаны выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денег;

предприниматели, применяющие ПСН (п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Требования для предоставления отсрочки тут аналогичны тем, которые установлены для ЕНВД: расчеты должны осуществляться в рамках деятельности, указанной в патенте, а покупателю по его требованию должен выдаваться подтверждающий документ;

иные лица, которым прежняя редакция Закона № 54-ФЗ позволяла не применять ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Остановимся на первых трех категориях лиц, получивших отсрочку (о последней поговорим чуть позже). Положения ст. 7 Закона № 290-ФЗ сформулированы достаточно ясно, но они все равно остаются лишь теорией. На практике же возникает множество вопросов, ответы на которые в законе напрямую найти сложно. Например, какие именно услуги признаются услугами населению для целей освобождения от применения онлайн-кассы до июля 2018 г.?

Ответ на этот вопрос есть в достаточно старом письме Минфина России от 27.01.2009 № 03-01-15/1-29. В нем сказано, что принадлежность к услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению. Однако данный классификатор не применяется с 1 января 2017 г. в связи с выходом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/).

Таким образом, возможность использования рассматриваемой льготы, освобождающей компании от применения онлайн-касс, поставлена в зависимость от фактически осуществляемой деятельности. И если данная деятельность связана с оказанием услуг непосредственно населению (в соответствии с переходными ключами ОКУН-ОКПД2), то организация (предприниматель) вправе до 1 июля 2018 г. не применять ККТ при проведении расчетов за данные услуги, оформляя бланки строгой отчетности в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 290-ФЗ. Напомним, что этот порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

Следующий вопрос возникает уже у компаний и предпринимателей, применяющих ЕНВД и ПСН. Многие из них, несмотря на освобождение, применяли в расчетах ККТ старого образца. Можно ли продолжить их использование до июля 2018 г.?

Здесь нужная нам информация содержится в письме ФНС России от 01.12.2016 № ЕД-4-20/22910@. Налоговики указали, что напрямую использовать такие кассы нельзя — они подлежат обязательному снятию с учета до 1 июля 2017 г. Отметим, что в письме от 19.06.2017 № ЕД-4-20/11625@ налоговики сообщили, что снятие устаревших ККТ с учета будет производиться налоговыми органами самостоятельно, без какого-либо заявления от пользователей ККТ.

После того как касса будет снята с учета, ее можно модернизировать для выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денег. В таком качестве кассовый аппарат можно использовать до 1 июля 2018 г.

Возникают сложности с определением права на освобождение от использования ККТ и у участников расчетов, совмещающих ЕНВД (ПСН) с другими режимами налогообложения. Нужно ли заводить кассу для операций в рамках, например, УСН или они тоже подпадают под годовую отсрочку?

Ответ на этот вопрос есть непосредственно в законе. Право не применять онлайн-кассу предоставлено организациям и предпринимателям только при осуществлении расчетов по операциям, проводимым в рамках ЕНВД (ПСН). А значит, тем, кто совмещает ЕНВД (ПСН) с другими режимами налогообложения (УСН, ОСНО, или ЕСХН), надо четко отслеживать, в рамках какой системы налогообложения совершается операция, по которой проходят расчеты. И помнить, что не применять ККТ можно, только если расчеты проводятся по тем операциям, которые облагаются в рамках ЕНВД или ПСН.

Исключения из правил

В части предоставления годовой отсрочки для указанных выше категорий лиц есть исключение. Так, не смогут обойтись без онлайн-касс компании и предприниматели, которые хотя и находятся на ЕНВД (ПСН), но осуществляют реализацию алкогольной и спиртсодержащей продукции. Для них обязанность применения ККТ зафиксирована в профильном законе — п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ). И никаких исключений или отсрочек для спецрежимников этот закон не содержит.

Так что при реализации алкогольных напитков организации и предприниматели на ЕНВД (ПСН) от использования онлайн-кассы не освобождаются (письмо Минфина России от 24.01.2017 № 03-01-15/3108). Обратите внимание, что к алкогольным напиткам закон относит и пиво. Обязанность по применению кассы возникает и при реализации таких напитков через бары, поскольку Законом № 171-ФЗ не определено иное.

Вне зоны действия

Как и прежде, в законе приведены ситуации, когда расчеты могут проводиться без применения ККТ. Во-первых, такое право есть у организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность, прямо названную в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В частности, к бескассовым отнесены операции по продаже в киосках газет, журналов и сопутствующих товаров, мороженого и безалкогольных напитков в розлив, продажа водителями и кондукторами проездных документов непосредственно в салоне транспортного средства, прием вторсырья кроме металлолома и т. п.

Отдельно нужно остановиться на норме, освобождающей от применения касс торговлю на рынках. К сожалению, сформулирована эта норма крайне запутанно. Процитируем ее полностью: без применения ККТ может осуществляться «торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ».

Обратите внимание, что при таком построении фразы остается неясным, к чему именно относится уточнение «при торговле непродовольственными товарами». Причем возможны сразу три различных толкования. Первое, самое лояльное: данная оговорка относится исключительно к открытым прилавкам внутри крытых рыночных помещений. Второе построже: оно касается всех тех торговых объектов, которые выше указаны как исключения, то есть магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки и т. п. Наконец, третье, самое строгое: эта оговорка касается всей торговли на рынках и ярмарках. Как видим, разница в зависимости от толкования получается существенная.

Правильным является второй подход. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р, которое утвердило перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники. То есть под льготу в части непродовольственных товаров (кроме указанных в перечне) подпадает исключительно торговля на таких ярмарках или рынках, где нет оборудованных помещений (а на крытых рынках — также открытых прилавков).

Вторая категория операций, освобожденных от применения онлайн-касс, поименована в п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Речь идет о расчетах в отдаленных и труднодоступных местностях. Перечень таких мест утверждается в каждом субъекте РФ. Находящиеся в таких местностях компании и предприниматели вправе выдавать вместо чека ККТ документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Документ выдается исключительно по требованию покупателя и должен содержать номер, данные о продавце, покупке (включая дату, место, сумму и наименование) и подпись выдавшего лица. В этой части нормы Закона № 54-ФЗ сформулированы четко и не допускают двусмысленного толкования: достаточно заглянуть в утвержденный на уровне субъекта РФ перечень и обнаружить (или не обнаружить) в нем наименование населенного пункта, где будут проводиться расчеты.

А вот с третьей категорией операций, освобожденных на основании ст. 2 Закона № 54-ФЗ от использования онлайн-касс, есть неясности. Согласно абз. 2 п. 1 этой статьи контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. О том, что это за устройства, можно, к сожалению, только догадываться.

С одной стороны, логично было бы предположить, что речь идет о банкоматах и банковских платежных терминалах. Но с другой стороны, платежный терминал или банкомат не требует участия в расчетах уполномоченного лица организации или ИП.

К сожалению, официальных разъяснений по поводу этой нормы на данный момент не имеется. Поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать, что компании, установившие у себя платежные терминалы для осуществления расчетов, не должны применять онлайн-кассу, нельзя.

Безналичные расчеты

В действующей редакции Закона № 54-ФЗ отсутствует четкий перечень ситуаций, когда нужно применять ККТ. Так, если раньше сфера действия ККТ была очевидна уже из названия закона — расчеты наличными денежными средствами и использованием платежных карт, то теперь этого нет. Сейчас действие закона направлено на наличные расчеты и расчеты с использованием электронных средств платежа без какого-либо пояснения, что же конкретно относится к последним.

В результате возникают вопросы о необходимости применения онлайн-касс в рамках безналичных расчетов. Масла в огонь тут подлил и Минфин России. В письме от 28.04.17 № 03-01-15/26324 финансисты указали, что Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для продавца при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. Получается, что по безналичным расчетам также нужно использовать онлайн-кассы? Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов. Определение термина «расчеты» содержится в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ. Под расчетами понимается, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Как видим, большой ясности расшифровка термина «расчеты» не вносит, по сути, повторяя название закона. Остается непонятным, подпадают ли безналичные платежи под термин «электронные средства платежа». Ведь безналичные расчеты проводятся не живыми деньгами, а путем записи об операции в электронной базе данных банка. Да и команду банку на такое отражение можно дать не только классическим платежным поручением на бумаге через операциониста, но и дистанционно посредством СМС или интернет-банкинга, то есть электронно.

Ситуация усугубляется еще и тем, что Закон № 54-ФЗ не содержит собственного определения термина «электронное средство платежа». Это определение прописано в Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ), но дано оно именно для целей указанного закона. В результате разруливать ситуацию приходится чиновникам. Так, в информации Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ „О национальной платежной системе“» упоминается, что платежное поручение само по себе не является электронным средством платежа. А вот система «Клиент-Банк» уже может быть таковым.

Из этого можно сделать вывод: расчеты классическими платежными поручениями, то есть теми, которые на бумажном носителе предъявляются в банк, могут проводиться в обход онлайн-касс, так как совершенно точно не подпадают под сферу действия Закона № 54-ФЗ.

Ситуация с оплатой через СМС, интернет-банкинг сложнее. Центробанк признал, что подобные системы могут быть электронным средством платежа. Но при этом он опирался именно на терминологию Закона № 161-ФЗ. Насколько правомерен перенос этих терминов на Закон № 54-ФЗ — большой вопрос. Тем не менее, как следует из анализа писем Минфина России и ФНС России, чиновники подобный перенос вполне допускают (см., например, письма Минфина России от 10.02.2017 № 03-01-15/7516 и ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@). И даже на этой основе делают выводы о необходимости применения онлайн-ККТ при оплате покупок через интернет. Попробуем применить определения, данные в Законе № 161-ФЗ.

Итак, согласно п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. При этом оператором по переводу денежных средств в силу п. 2 этой же статьи признается организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств. Понятно, что банки и иные кредитные организации под это определение попадают на 100%. А значит, действительно, безналичные платежи, осуществляемые через интернет или посредством СМС-сообщений, направляемых банку, признаются электронным средством платежа. И при их осуществлении необходимо применение онлайн-кассы.

Но самое интересное заключается в том, что на практике компания — получатель денежных средств не имеет возможности отследить, каким образом покупатель перевел оплату: лично посетив банк и передав бумажное платежное поручение операционисту или через интернет. А значит, во избежание штрафов применять онлайн-кассу придется при проведении любых безналичных расчетов.

Поступать так, на наш взгляд, нужно до тех пор, пока чиновники не изменят свою позицию, или пока не сформируется устоявшаяся судебная практика, или в Закон № 54-ФЗ не будут внесены соответствующие поправки.

В завершение отметим, что безналичные расчеты между компаниями и (или) ИП прямо освобождены от онлайн-ККТ (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Поэтому безналичные платежи, поступающие от компаний и предпринимателей, проводить через онлайн-кассу не нужно вне зависимости от того, каким образом была отдана команда банку.

Интернет-магазины и платежные агрегаторы

Развитие технологий привело к тому, что сектор продажи товаров (а также работ и услуг) через интернет растет год от года. Причем теперь интернет-торговля вовсе не обязательно связана с очной встречей представителя продавца с покупателем для получения денег и передачи товара. Оплатить товар можно непосредственно через сайт продавца, а доставку осуществит посредник — транспортная компания или почтовая служба.

Это приводило к тому, что транзакции, проводимые через сайты, выпадали из поля зрения налоговиков. Собственно, в том числе и на устранение этого пробела были направлены поправки в Закон № 54-ФЗ об онлайн-кассах. Итак, теперь применять онлайн-кассы нужно, даже если расчеты за продаваемые товары, работы или услуги проводятся дистанционно — через сайт. При этом не важно, как именно происходит оплата: напрямую банковской картой или электронными деньгами. И в том и в другом случае операция попадает под термин «расчеты» и нужно оформить кассовый чек. Сделать это следует в момент подтверждения кредитной организацией исполнения распоряжения покупателя о переводе электронных средств платежа (письма Минфина России 10.05.2017 № 03-01-15/28293, от 10.02.2017 № 03-01-15/7516 и ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@).

При этом нужно помнить, что кассовые чеки при дистанционной торговле направляются покупателю в электронной форме (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). И создает эти чеки специальная онлайн-касса, которая не предназначена для работы с традиционной розницей (п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 4.2 и п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ). Следовательно, компаниям, торгующим и онлайн, и офлайн, придется потратиться на ККТ дважды.

Обратите внимание, что от обязанности использовать онлайн-кассу в большинстве случаев не освобождает и проведение расчетов через агрегаторов платежей («Яндекс-касса», «Робокасса» и т. п.). Дело в том, что указанные агрегаторы платежей не выступают в роли платежных агентов, работающих в рамках Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». А значит, обязанность по применению онлайн-ККТ и формированию чеков, согласно п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, на таких агрегаторах не лежит. Так что обязанность по выдаче онлайн-чека остается за продавцом.

В этой связи актуальным становится вопрос о том, могут ли компании, торгующие через интернет, воспользоваться годовой отсрочкой и перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018 г. на основании п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ. Напомним, что эта норма дает льготу «иным лицам», которые по старой редакции закона № 54-ФЗ были освобождены от применения касс.

Ответ на этот вопрос находим в письме ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911. В нем говорится, что такую льготу могут использовать только те интернет-продавцы, которые получают оплату электронными средствами платежа, не являющимися платежными картами. Связано это с тем, что расчеты банковскими картами подпадали под действие Закона № 54-ФЗ и до внесения в него поправок Законом № 290-ФЗ. То есть нормы, прямо освобождающей такие расчеты (хоть и проводимые через сайт) от использования ККТ, в законе не было. Значит, нет и права на льготу в 2017 г. А вот при получении оплаты электронными деньгами и прочими электронными средствами платежа (за исключением платежных карт) при торговле через интернет приобретение онлайн-кассы можно отложить еще на год.

Аналогичные правила применяются и при торговле через интернет услугами, оказываемыми непосредственно населению. Хотя в письме ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911 и содержится отдельная оговорка на этот счет, цитирующая п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, на наш взгляд, такие компании не могут заменить онлайн-кассу обычным бумажным БСО при получении оплаты с банковской карты через сайт.

Дело в том, что п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ говорит, что до 1 июля 2018 г. при оказании услуг непосредственно населению можно не применять ККТ лишь при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ в старой редакции. Как уже упоминалось, указанный порядок был утвержден постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 и не предусматривал порядка оформления бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов через интернет (то есть без фактического предъявления карты). Как следует из письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-01-15/14052, в таком случае ККТ в принципе не подлежала применению, так как выручка при оплате товара покупателем по договорам, заключенным через интернет-магазин с использованием официального сайта в интернете, поступает не в кассу, а на расчетный счет в порядке безналичных расчетов. Так что для компаний, оказывающих услуги населению через интернет, порядок выдачи БСО старой редакцией Закона № 54-ФЗ вообще не был установлен. А значит, они не могут воспользоваться положениями п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ. А льгота п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ про «иных лиц», как уже упоминалось, при оплате банковскими картами не действует.