1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 317

Рынок сотовой связи близок к насыщению

По оценкам J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец 2016 г. проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно 257 млн абонентов. Таким образом, рост абонентской базы по сравнению с итогами 2015 г. составил 2%. Рынок показывает признаки насыщения. В основном рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного интернета (в том числе M2M-подключения).

Говоря об итогах исследования, аналитики J’son & Partners Consulting обратили внимание, что в Российской Федерации сложилась, очевидно на длительный срок, олигопольная «большая четверка», формирующая около 99% рынка сотовой связи. Это произошло после того, как три года назад к «большой тройке» сотовых операторов присоединился оператор «Tele2», и после продаж филиалов крупного регионального независимого игрока — группы компаний «Смартс».

Классические услуги мобильной связи — голосовые вызовы и SMS — на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. При этом выпадение доходов от этих услуг компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. В условиях, когда российский рынок мобильной связи близок к насыщению, мобильная передача данных становится одной из ключевых услуг операторов сотовой связи, позволяющей как увеличить общую абонентскую базу, так и компенсировать снижение доходов от традиционных услуг операторов.

С развитием мобильного интернета растет популярность пакетных тарифных планов с включенными минутами разговоров, интернет-трафиком и SMS-сообщениями. Операторы активно продвигают пакетные предложения, приносящие им более высокий и стабильный ежемесячный доход, чем у абонентов, платящих непосредственно за совершенную услугу (вызов, отправленное сообщение и т. п.). Кроме того, в 2016 г. продолжилось развитие конвергентных тарифных планов, включающих услуги фиксированной и мобильной связи одного оператора и способных существенно уменьшить отток абонентов.

Операторы делают ставку на умные технологии

Одной из причин снижения потребления голосовых и SMS-услуг абонентами сетей сотовой связи является развитие коммуникационных сервисов ОТТ (таких как Skype, WhatsApp, Viber и других), и рост проникновения таких сервисов продолжается. По мнению аналитиков, в перспективе это будет еще больше снижать потребление «голоса» и сообщений в сетях сотовой связи.

Одновременно растет количество популярных ОТТ-сервисов, которые являются услугами — заменителями различных дополнительных сервисов, предоставляемых операторами, в первую очередь контент-сервисов. Это снижает возможности операторов по предоставлению дополнительных услуг, способных увеличить ARPU абонента.

В условиях снижения интереса к классическим услугам связи операторы вынуждены развивать новые услуги. Так, темпы роста мобильных M2M-подключений (mobile-to-machine — взаимодействие устройств (машин) при помощи технологий связи) в России остаются достаточно высокими, что указывает на то, что рынок находится в начальной стадии развития и имеет большой потенциал. На текущий момент на M2M-подключения приходится около 4% абонентской базы сотовых операторов в России.

Самым емким сегментом остается мониторинг транспорта, на долю которого приходится около 40% корпоративных подключений M2M. Доля частного сегмента в общих M2M-подключениях может составлять не менее 50%. В самом массовом сегменте M2M B2C — на рынке спутниковых навигаторов — происходит замещение этих устройств соответствующими приложениями, доступными с универсальных (программно-определяемых) пользовательских устройств, таких как смартфоны и планшеты. С другой стороны, быстро развивается такой сегмент, как умные подключенные устройства (smart wearables).

Еще один новый сервис, на которой делают ставку операторы мобильной связи России, — big data (технологии обработки большого объема данных). В то время как значение информации, ее накопления, безопасности хранения в современном бизнес-обществе растет, а стоимость технологии снижается, операторы намерены закрепиться в данном сегменте рынка.

Услуги связи в России бьют рекорды по стоимости

Тем не менее с приближением рынка к стадии насыщения конкурентная борьба между операторами обостряется. В 2016 г. все операторы «большой тройки» продемонстрировали снижение выручки от мобильных услуг. Поэтому помимо развития новых сервисов мобильные операторы начинают поиск новых источников доходов, напрямую не связанных с оказанием услуг связи.

Так, например, оператор «МегаФон» запустил в 2016 г. банковскую карту, счет которой является счетом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 г. составил 2 млрд руб. Средний объем операций по одной карте в месяц — 11 300 руб. Кроме того, «МегаФон» приобрел контрольный пакет акций Mail.ru Group и в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий.

МТС и «ВымпелКом» начали предоставлять своим абонентам микрозаймы в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями.

Также компания «ВымпелКом» в конце 2016 г. объявила о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во II квартале 2017 г.

Высокий уровень конкуренции на рынке мобильной связи подтверждается динамикой цен на услуги операторов. Как сообщило Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в рейтинге 2016 г. «Индекс готовности к сетевому обществу» Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия заняла второе место в мире по уровню доступности услуг сотовой связи и десятое место в мире по уровню доступности услуг широкополосного доступа (ШПД) в интернет, на один пункт опередив США, которые заняли 11-е место.

По данным «Индекса готовности к сетевому обществу» за 2016 г., Россия по уровню доступности цен на услуги связи также опередила ряд крупных развитых стран мира. Согласно рейтингу цены на услуги сотовой связи в России оказались ниже, чем в Индии, где цены на мобильную связь из-за высокого уровня конкуренции традиционно считаются одними из наиболее низких в мире. В том же рейтинге Финляндия заняла 12-е место, Германия — 27-е, Корея — 35-е. Россию в рейтинге доступности цен на услуги связи опередил только Гонконг, который по площади сопоставим с Москвой, а по населению отстает от Москвы более чем в два раза.

На фоне позитивных изменений на рынке мобильной связи цены на услуги ШПД сохранились на весьма привлекательном уровне. В 2016 г. Россия по итогам рейтинга опередила Японию, которая заняла 21-е место, Францию (37-е), Грецию (47-е). Для сравнения, цены на услуги ШПД в странах БРИКС остаются достаточно высокими: Бразилия — 14-е место, Индия — 36-е, ЮАР — 61-е, Китай — 68-е.