Были местные, стали городские

| статьи | печать

От перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. Так и у жителей немалой части Подмосковья ничто не изменилось в жизни от преобразования в последние годы муниципальных районов в городские округа. Как жили они в сельской местности, так и живут на земле. Как были удобства во дворе, там и остаются. Но в официальных бумагах они — жители городских округов.

Многие жители Московской области вышли на митинги несогласия с преобразованием муниципальных районов в городские округа, которые прошли в нескольких районах и городах в конце прошлой осени и в последующие зимние месяцы.

Протестная волна поднялась до «Космоса»

Первый депутатский митинг собрал 20 ноября 2016 г. в московском парке «Сокольники» около 300 человек. Через неделю должен был состояться согласованный в установленном порядке митинг в городе Красногорске, но был запрещен. 4 декабря состоялся митинг в городском поселении Селятино (Нарофоминский район), 10 декабря — в Серпуховском районе, 13 декабря — в Талдомском районе. Акции протеста прошли в городском поселении Томилино (Люберецкий район), в городе Железнодорожном, лишившемся статуса муниципального образования и ставшем частью городского округа Балашиха. В феврале на публичных слушаниях в сельском поселении Любучанское местные жители выступили против преобразования Чеховского района в городской округ. Такое же решение было принято в конце зимы и жителями сельского поселения Стремиловское.

Апофеозом протестных выступлений разных инициативных групп стал конгресс местного самоуправления. Он прошел в конце февраля в столичной гостинице «Космос» и собрал более 500 человек.

Дискуссия в «Космосе» была предельно откровенной. Один из пионеров муниципальной реформы в стране, научный руководитель Российского муниципального форума Александр Широков сказал: «Хуже, чем в Московской области, ситуации не было никогда и нигде. Мы даже представить не могли, что возможна практикуемая здесь трактовка 131-й статьи Конституции».

Первый пункт названной им статьи Основного закона страны гласит, что местное самоуправление «осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях» и «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Второй пункт допускает изменение границ территорий местного самоуправления «с учетом мнения населения соответствующих территорий».

В случившемся эксперт обвиняет местных депутатов и муниципальных глав, «которые сдали интересы своих избирателей». «Значит, были ниточки, за которые могли потянуть, — отметил А. Широков. — Но радует то, что проявилась активность граждан».

Депутат Серпуховского районного совета Николай Дижур заявил, что преобразования муниципальных образований лишили их жителей права избирать и быть избранными.

Действительно, при преобразовании городских и сельских поселений в единый городской округ люди лишаются возможности избирать глав поселений, значит, и участвовать в местном самоуправлении на территории проживания. В мае 2016 г. Мособлдума отменила в регионе прямые выборы глав городских округов и муниципальных районов.

Н. Дижур предложил создать правительственную комиссию во главе с премьер-министром, чтобы дать оценку подмосковным властям, поскольку «за три года государственный долг области вырос до 118 млрд руб., а Шойгу оставлял плюсовой бюджет».

Как происходило преобразование

«Новаторство» властей Московской области в реализации закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) началось практически с его вступления в силу. Еще в 2005 г. Домодедовский район был преобразован в городской округ.

Потом с карты России исчез город Железнодорожный с населением свыше 150 000 человек. Он стал частью городского округа Балашиха. Подобная участь постигла городской округ Юбилейный — его поглотил город Королев. О намерении объединить два города в один городской округ губернатор области Андрей Воробьев объявил в ноябре 2013 г. Причина — дефицит земельных площадей для Королева. В мае следующего года Мособлдума приняла закон об объединении городов Юбилейного и Королево в одно муниципальное образование.

Затем произошло объединение городов Климовска и Подольска Подольского района в единый городской округ Подольск. В течение двух последних лет городскими округами стали Химкинский, Красногорский, Люберецкий, Павло-Посадский, Рузский, Каширский, Егорьевский, Мытищинский, Шаховской, Озерский и Серебряно-Прудский районы. В оставшихся 18 муниципальных районах начаты объединительные процедуры. По свидетельству химкинского депутата Владислава Наганова, в городском округе Химки еще достаточно поселений, где нет централизованной канализации, например, в селе Вашутино.

По экспертному заключению Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ, при создании Рузского городского округа в границах Рузского муниципального района были допущены отступления от действующего федерального законодательства. Прежде всего, объединение двух городских поселений (Руза и Тучково) и пяти сельских поселений (Волковское, Дороховское, Ивановское, Колюбакинское и Старорузское) в один городской округ произошло при отсутствии наименования этого самого городского округа и собственных органов местного самоуправления. Далее указано, что наделение городского поселения статусом городского округа должно осуществляться при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для деятельности органа местного самоуправления по осуществлению своих полномочий. Учитываются также перспективы развития городского поселения, подтвержденные его генеральным планом.

Эксперты полагают, что «в результате совершения всех действий, предусмотренных федеральным законом № 131-ФЗ, должно получиться два муниципальных образования — городской округ и муниципальный район. Причем по смыслу федерального закона территория поселения выделяется из состава территории муниципального района. В данном случае, поскольку границы поселения и муниципального района совпали, получается городской округ с территорией и муниципальный район без территории, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено».

Новый Рузский городской округ превосходит по площади город Санкт-Петербург — 1567 кв. км против 1439 кв. км у Северной столицы. Его территория с 63 000 постоянных жителей больше территорий городов-миллионников Екатеринбурга, Казани и Новосибирска вместе взятых.

Аналогичное заключение дано Центром поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ РАНХиГС и по городскому округу Шаховская. Он возник в границах Шаховского муниципального района, о чем пользователей интернета извещает архив сайта районной администрации: «Запущен новый официальный сайт городского округа Шаховская — шах-го.рф». Эксперты усмотрели, что в одном областном законе (от 26.10.2015 № 178/2015-ОЗ) «собраны разные процедуры, причем можно предположить, что использовано начало одной и окончание другой». Они указали, что из 152 населенных пунктов, входящих в состав городского поселения Шаховская и сельских поселений Раменское, Серединское, Степаньковское, «необходимым статусом города или поселка обладает только рабочий поселок Шаховская». Причем действовавший на момент образования единого муниципального образования генеральный план городского поселения Шаховская в составе одного поселка и девяти деревень «даже в перспективе не предусматривал возможности расширения территории ни данного городского поселения, ни самого рабочего поселка, являющегося его центром».

Зато теперь городской округ Шаховская с населением в 25 780 человек по площади в 1218 кв. км сравним с американским Нью-Йорком (1215 кв. км), в котором проживает 8 550 400 человек.

Остановить, восстановить и закрепить

Конгресс местного самоуправления принял сверхжесткое решение обратиться к руководству правоохранительных органов страны дать оценку многочисленным фактам нарушения прав граждан Московской области на местное самоуправление, упразднению в массовом порядке органов местного самоуправления муниципальных районов, сельских и городских поселений.

В итоговом документе, в частности, написано:

  • «Ликвидация базового уровня местной власти в плановом порядке производится в целях концентрации финансовых потоков в личных интересах узкой группы лиц высшего руководства региона, отъема муниципальных бюджетов и устранения контроля за расходованием средств со стороны депутатского корпуса»;

  • «Отсутствие должной оценки противоправного характера деятельности руководства правительства Московской области со стороны правоохранительных органов привело к эскалации протестных настроений в обществе. А массовое попрание прав граждан на местное самоуправление вывело людей на улицы, вызвало конфликт элит и потерю управляемости территорий. Митинги протеста становятся нормой общественно-политической жизни, что, с нашей точки зрения, недопустимо, а в канун избирательной кампании по выборам президента РФ — преступно».

Контролем над выполнением решений конгресса займется, по всей видимости, не зарегистрированная еще Московская областная общественная организация «Гражданский форум местного самоуправления», созданная 16 декабря 2016 г. У нее, как значится в учредительных документах, «триединая задача — остановить, восстановить и закрепить».