1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 148

Круговорот денег в государстве

Ежегодно перед территориальными органами ФССП России встает вопрос о недостаточности финансирования расходов на отправку почтовой корреспонденции по исполнительным производствам (должникам, взыскателям и т. д.). Рассмотрим, какое минимальное количество процессуальных документов необходимо направить по одному возбужденному исполнительному производству, каковы расценки на услуги почтовой организации и нужно ли вообще бюджетное финансирование ФССП России и иных федеральных органов исполнительной власти на оплату услуг почтовой связи.

Расчет расходов на одно производство

В Письме ФССП России от 08.11.2016 № 00087/16/103492-ВМ «О требованиях по исполнению сметы расходов федерального бюджета на 2017 год» указано, что предельные объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на оплату почтовых расходов в 2017–2019 годах из расчета на одно исполнительное производство, без учета остатка прошлых лет составляют:

–по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов, – 35 руб.;

–исполнительным производствам, возбужденным на основании актов иных уполномоченных органов, – 17 руб.

Попробуем взглянуть, какое минимальное количество процессуальных документов необходимо направить по одному возбужденному исполнительному производству с точки зрения требований законодательства об исполнительном производстве, по которому требования исполнительного документа исполнены должником добровольно, без применения мер принудительного исполнения:

–постановление о возбуждение исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). При этом согласно п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства;

–постановление об окончании исполнительного производства (ч. 6 ст. 47 Закона № 229-ФЗ) также в обязательном порядке направляется тем же участникам.

Итак, мы получаем, что в обязательном порядке необходимо направить:

–в три адреса – постановления о возбуждении исполнительного производства (при этом одно из них – регистрируемым почтовым отправлением);

–три адреса – постановления об окончании исполнительного производства.

Основным поставщиком услуг почтовой связи в Российской Федерации является Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России».

Указанный факт обусловлен прежде всего тем положением, которое занимает данное предприятие на рынке оказываемых услуг. Так, в соответствии с п. 3 Приказа ФСТ России от 23.08.2005 № 394-с «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» ФГУП «Почта России» является монополистом в области оказания услуг связи.

Федеральная служба судебных приставов, наряду с иными пользователями услуг почтовой связи, осуществляет оплату данных услуг по установленным тарифам.

Расценки на услуги указанной почтовой организации утверждены Приказом ФАС России от 15.03.2016 № 232/16 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России».

Данным документом утверждены следующие тарифы на отправку:

–простого почтового отправления (до 20 г) – 19,00 руб.;

–заказного (весом до 20 г) – 37,00 руб.;

–заказного с уведомлением (до 20 г) – 56,00 руб.

Применительно к рассмотренному нами исполнительному производству получаем следующую стоимость, которую необходимо затратить в силу требований законодательства об исполнительном производстве:

–94 руб. – на отправку постановлений о возбуждении исполнительного производства;

– 57 руб. – на отправку постановлений об окончании исполнительного производства.

Итого: 151 руб. на одно исполнительное производство.

Следует еще раз подчеркнуть, что это минимальная сумма затрат. Соответственно, если в рамках исполнительного производства совершаются какие-либо исполнительные действия или применяются меры принудительного исполнения, расходы на направление процессуальных документов увеличиваются.

Очевидно, что выделяемые из бюджета денежные средства на финансирование указанных расходов недостаточны.

Конечно, возможен вариант использования услуг организаций, составляющих альтернативу ФГУП «Почта России». Но стоимость их услуг несущественно ниже, а порою и выше, чем у обозначенного монополиста.

Принципы финансирования

Попробуем взглянуть на проблему с другой стороны, задав вопрос: а нужно ли вообще бюджетное финансирование ФССП России и иных федеральных органов исполнительной власти на оплату услуг почтовой связи?

Давайте посмотрим, откуда поступают денежные средства на данную статью расходов и куда они перетекают в дальнейшем.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества, а также имущества (в том числе денежных средств), поступающего в их владение. Оно находится у данных органов (организаций) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; собственником является Российская Федерация.

Согласно п. 11 разд. III Положения о ФССП России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.

В свою очередь ФГУП «Почта России», как уже следует из его организационно-правовой формы, является федеральным государственным унитарным предприятием, учредителем которого согласно уставу данной организации (утвержден Приказом Минкомсвязи России от 18.06.2013 № 141) является Российская Федерация (в лице соответствующего органа исполнительной власти).

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В пунктах 3.1, 3.2 устава ФГУП «Почта России» предусмотрено, что все имущество, закрепленное за данной организацией, в том числе и полученные от его использования доходы, являются федеральной собственностью.

Из положений Закона № 161-ФЗ, а также устава организации следует, что вся прибыль (которая формируется в том числе и из расходов ФССП России на оплату почтовых услуг) ФГУП «Почта России» от оказываемых им услуг, за исключением заработной платы работникам и обязательных платежей в бюджет (которые тоже поступают в бюджет), поступает в федеральный бюджет.

Итак, конечным пунктом выделенных Федеральной службе судебных приставов из федерального бюджета денежных средств на почтовые расходы является федеральный бюджет.

Денежные средства, выделенные из федерального бюджета, проделав круг, вновь поступили в федеральный бюджет. Федеральный бюджет не понес убытков и не получил прибыли.

Складывается ситуация, что Российская Федерация (в лице ФССП Росси) финансирует из федерального бюджета денежные средства на почтовые расходы, которые уплачиваются организации-монополисту, оказывающей данные услуги, – ФГУП «Почта России» (а по сути, Российской Федерации в лице данной государственной организации, учредителем которой и является Российская Федерации в лице ее органа).

В свою очередь ФГУП «Почта России» полученную прибыль расходует на уплату налоговых платежей в бюджет (то есть обратно в собственность Российской Федерации) и на прибыль, которая, как уже было указано выше (ч. 2 ст. 17 Закона № 161-ФЗ, п. 3.1, 3.2 устава), также поступает в бюджет, то есть тоже в собственность Российской Федерации.

Таким образом, денежные средства на почтовые расходы выделяются из федерального бюджета для того, чтобы в качестве прибыли федерального государственного унитарного предприятия обратно поступить в федеральный бюджет.

Из указанного следует, что между федеральными органами исполнительной власти и ФГУП «Почта России» фактически не существует экономических отношений обмена, денежные средства не переходят из рук одного собственника в руки другого собственника (ни ФССП России, ни ФГУП «Почта России» в силу закона не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество, в том числе денежные средства). Собственником данного имущества как была Российская Федерация, так и осталась.

Как оптимизировать

Фактически с экономической точки зрения в отношениях участвует один единственный субъект права – Российская Федерация – через свои органы и организации. ФССП России (как и любой другой федеральный орган исполнительной власти) и ФГУП «Почта России» действуют не сами по себе, а в рамках исполнения функций, возложенных на них Российской Федерацией.

С учетом этого нет совершенно никакой необходимости оплачивать денежные средства на доставку ФГУП «Почта России» корреспонденции, отправляемой ФССП России (а также и иными федеральными органами исполнительной власти).

Указанные действия должны совершаться без участия финансовой составляющей, поскольку фактически действует один субъект права, один собственник денежных средств – Российская Федерация – через свои органы и организации.

Нет никакого смысла собственнику оплачивать самому себе услуги, оказываемые ему же своими органами (организациями).

Исключение необходимости оплаты услуг почтовой связи для всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФССП России, позволит избежать ненужного круговорота бюджетных средств внутри федерального бюджета и разрешить фактически не существующую проблему недостаточности расходов на доставку корреспонденции.

При этом реализация данного механизма не потребует ни копейки затрат из федерального (или любого другого) бюджета, но существенно оптимизирует расходы в этой области.