1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 141

Трудности проверки контрагентов

В ходе выездных и камеральных налоговых проверок налогоплательщикам чаще всего предъявляются претензии, связанные с личностью контрагентов. Недобросовестные поставщики выявляются в ходе детальной проверки их деятельности, пороков их регистрации, характера отношений с налоговыми органами. Однако многие моменты налогоплательщик мог бы проверить и сам до заключения договора. Такая проверка помогла бы избежать нежелательных доначислений НДС, налога на прибыль и отказа в применении налоговых вычетов. Как же проверить потенциального контрагента и какие трудности могут быть с этим связаны?

Для начала необходимо учесть, что в идеале в каждой компании должно быть внутреннее положение о выборе контрагентов или о договорной работе, в котором будет детально описана вся процедура подтверждения благонадежности контрагента. В таком положении необходимо зафиксировать, как будет осуществляться выбор потенциальных контрагентов, какие документы потенциальный контрагент должен представить до заключения с ним договора и какие действия компания должна осуществлять для проверки такого контрагента.

Как показывает практика, минимум стандартного набора документов, необходимых для заключения договора, должен быть таким:

–копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

–копия свидетельства ИНН;

–копии имеющихся лицензий;

–копия устава;

–документы, подтверждающие полномочия генерального директора (решение о назначении лица генеральным директором);

–выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (дата выписки не должна быть позднее 1 месяца до предполагаемого момента заключения договора).

Также целесообразно запросить копию последнего бухгалтерского баланса и налоговой декларации по налогу на прибыль за предыдущий отчетный период, однако не все организации готовы представлять такие документы. И это как раз трудность номер один, с которой часто сталкиваются компании: контрагенты не всегда охотно представляют информацию о себе.

Однако необходимо понимать, что само по себе получение этих документов от потенциального контрагента не является страховкой от возможных налоговых претензий, связанных с его возможной недобросовестностью. Поэтому нужно именно проверять контрагента, используя для этого существующие возможности.

Сейчас есть масса способов для проверки контрагентов. Можно сделать это буквально не выходя из офиса. Но, прежде чем мы начнем проверку, давайте вспомним основные признаки недобросовестного контрагента, выявленные арбитражной практикой. К таким признакам можно отнести следующие обстоятельства хозяйственной жизни организации:

–компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации;

–руководителем компании является «массовый» директор;

–компания ранее нарушала налоговое законодательство;

–компания находится в стадии банкротства;

–компания осуществляет свою деятельность без необходимой лицензии и т. д.

Чтобы проверить, что потенциальный контрагент относится к действующим организациям, не имеющим признаков фирм-однодневок, можно воспользоваться ресурсами, предлагаемыми сайтом ФНС России. С их помощью можно:

–проверить, что контрагент не зарегистрирован по адресу массовой регистрации (service.nalog.ru/addrfind.do);

–убедиться, что контрагент не находится в списке лиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует (service.nalog.ru/baddr.do);

–проверить, не входит ли в состав исполнительных органов контрагента дисквалифицированное лицо (service.nalog.ru/disfind.do);

–убедиться, что учредитель и руководитель организации-контрагента не входят в реестр лиц, отказавшихся от участия в организации (service.nalog.ru/disfind.do).

Если по результатам проверки контрагента с помощью онлайн-ресурсов на сайте ФНС России будет установлено, что контрагент имеет подтвержденные налоговыми органами дефекты, сотрудничество с таким контрагентом крайне рискованно.

Однако и здесь есть трудности. Например, с распространением бизнес-центров очень многие адреса попадают в список адресов массовой регистрации исключительно по техническим причинам. Стандартный бизнес-центр из 15 этажей может сдавать площади в аренду сотне компаний. И при полном порядке во всех документах контрагент может оказаться в числе зарегистрированных по массовому адресу именно по той простой причине, что снимает офис площадью в 50 кв. м в деловом центре «Москва-Сити». Рекомендуем обращать на этот момент особое внимание.

Также рекомендуется проверять судебную активность потенциального контрагента с помощью картотеки арбитражных дел на официальном сайте ВС РФ kad.arbitr.ru и с помощью изучения блока «судебная практика» в СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант». Сложностей здесь также будет несколько. Так, возможно, придется изучить достаточно большой массив дел, при этом для оценки потенциальных налоговых рисков нужно учесть только те дела, в которых:

–контрагент выступает ответчиком по искам о взыскании денежных средств, об исполнении договоров;

–налоговые или иные государственные органы предъявляют претензии к контрагенту.

Наличие в картотеке арбитражных дел информации о делах, в которых контрагент выступает в качестве истца, наоборот, свидетельствует в пользу компании.

Кроме того, необходимо понимать, что на практике могут встречаться ситуации, когда есть несколько компаний с одинаковыми наименованиями (например, ООО «Дружба», ООО «Торг Плюс» и т. д.). Соответственно, чтобы убедиться, что речь идет именно о нужном контрагенте, придется приложить дополнительные усилия.

С помощью Интернета также можно проверить, не находится ли потенциальный контрагент в какой-либо стадии банкротства и есть ли у него лицензия (если это необходимо). Помимо бесплатных ресурсов также есть специальные платные сервисы, которые обрабатывают большое количество информации по каждому контрагенту. К ним относятся:

–СПАРК;

–«Контур Фокус»;

–«Контрагента.нет» и целый ряд других.

Каждый из этих сервисов имеет дополнительные возможности для оценки рисков заключения договора с конкретным контрагентом.

В общем, проверка контрагента – задача не самая простая, но необходимая для решения. К счастью, прогресс предоставляет сейчас для этого куда больше возможностей, чем десять и даже пять лет назад.