1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 50

Минфин опубликовал проект реформы ОСАГО

В понедельник, 19 сентября, Минфин России опубликовал на федеральном портале проектов нормативных актов проект поправок в законодательство об ОСАГО. На публичное обсуждение документа отведено 20 дней, оно закончится до 14 октября.

Помимо незначительных технических изменений (например, замены в ряде статей закона об ОСАГО слова «страхователь» на слова «владелец транспортного средства»), законопроект содержит ряд предложений, серьезно меняющих практику применения ОСАГО.

Восстановительный ремонт

Минфин предлагает новые условия возмещения вреда при аварии в виде организации восстановительного ремонта автомобиля за счет страховщика и без учета износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Введение преимущественно «натурального» возмещения ущерба против преимущественно денежного, как происходит сейчас, связано с борьбой страхового сообщества против автоюристов.

Согласно тексту документа ремонт будет осуществляться на станции технического обслуживания (СТО) по выбору потерпевшего и по согласованию со страховщиком. При этом у СТО и страховщика должен быть заключен договор. Потерпевший будет иметь возможность отказаться от восстановительного ремонта и потребовать возмещения ущерба в денежной форме в том случае, если организация ремонта на удобной потерпевшему станции техобслуживания и в соответствии с требованиями закона окажется невозможна. В случае полной гибели транспортного средства, превышения стоимости восстановления транспортного средства над страховой суммой по договору страхования, причинения вреда имуществу, не являющемуся транспортным средством, а также урегулирования требований по страхованию в рамках международных систем страхования возмещение ущерба будет осуществляться исключительно в денежной форме.

Разработанный министерством документ также определяет порядок устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, выявленных потерпевшим при приемке транспортного средства на СТО после окончания ремонта или в течение установленного гарантийного срока. Гарантийный срок, согласно законопроекту, не сможет быть короче двух месяцев.

Компенсационные выплаты РСА

Еще один блок поправок, направленных на противодействие автоюристам, связан с осуществлением компенсационных выплат РСА и направлен на сокращение размера компвыплат, выплачиваемых по решению судов. В этих целях законопроект уточняет перечень лиц, которые вправе предъявить требование об осуществлении компенсационной выплаты; определяет срок исковой давности по требованиям об осуществлении компенсационных выплат и претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся их осуществления. А главное, оговаривает неприменимость положений Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к отношениям по поводу осуществления профобъединениями страховщиков компенсационных выплат ввиду отсутствия в указанных правоотношениях потребителя.

Электронный ОСАГО

С целью снижения мошенничества при оформлении электронного полиса ОСАГО законопроект вводит требования о том, что заполнение на сайте страховщика в интернете заявления о заключении договора ОСАГО и уплата страховой премии должна производится непосредственно владельцем транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования. Как ранее сообщалось, услуга по оформлению электронного полиса посредником часто приводит к обману покупателя. После того как на глазах страхователя мошенник оформляет е-полис ОСАГО, получает от страхователя деньги и распечатывает полис, он отменяет покупку и оставляет деньги себе. Покупатель в результате оказывается с недействующим полисом на руках, что выясняется порой только после ДТП.

Регресс

Законопроект уточняет перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причиненный вред. Предъявление подобного требования не допускается к виновному в ДТП пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате аварии, а также к его родственникам и наследникам.

Европротокол

Законопроект предусматривает повышение максимального размера страховой выплаты, осуществляемой по европротоколу, то есть по ДТП, документы о котором оформлены без участия сотрудников полиции, с 50 000 до 100 000 руб. Полномочия по установлению стандартной формы извещения о ДТП возлагаются на Банк России.

Прочее

Опубликованный Минфином документ включает также поправки в статьи закона о «зеленой карте», требования к периодическому обновлению справочников о стоимости автомобильных деталей и агрегатов, а также нормо-часов работы на СТ, уточненный порядок заключения договоров ОСАГО при госзакупках, правила прохождения техосмотра владельцами тракторов, самоходных дорожно-строительных и прочих машин, уточнение правил внесения информации о страхователе в единую информационную базу РСА и методы проверки достоверности такой информации.

Основные положения проекта закона должны будут вступить в силу по истечении 180 дней после официального опубликования подписанного президентом документа. В сообщении Минфина на портале проектов нормативных актов утверждается, что поправки могут вступить в силу уже в июле 2017 г.