Положения ЗК РФ о предоставлении государственных и муниципальных земельных участков приведут в порядок

| статьи | печать

Подготовлены поправки об исключении из ЗК РФ нестыковок в положениях о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Соответствующий законопроект подготовлен Минэкономразвития России.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/06-16/00050205). Он разработан Минэкономразвития России в целях уточнения порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Дело в том, что в 2014 г. в ЗК РФ с разницей в несколько месяцев были внесены изменения (федеральные законы от 23.06.2014 № 171-ФЗ и от 31.12.2014 № 499-ФЗ). Поскольку законы принимались раздельно, то после их принятия на практике возникло немало разночтений. В связи с чем министерство и предложило уточнить некоторые нормы ЗК РФ.

В законопроекте предлагается установить исключение из общих правил образования земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии. В частности, возможность образования земельных участков могут предоставить не только лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, но и собственнику объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории (кроме собственников многоквартирных домов, которые в связи с реализацией договора о развитии застроенной территории могут быть снесены).

Таким образом, правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории, наделят правом самостоятельно образовать земельный участок в целях приобретения прав на него, независимо от волеизъявления лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.

Также в проекте уточняются случаи, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов. Перечень таких случаев дополнен ситуацией, когда земельный участок предоставляется арендатору находящегося в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, расположенного на таком земельном участке, или лицу, которому такие здания, сооружения предоставлены в безвозмездное пользование.

Отдельно предлагается предусмотреть, что аукцион по продаже или аренде земли должен состояться в течение трех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Внесение этого дополнения в ст. 39.11 ЗК РФ связано с необходимостью исключить необоснованное затягивание продажи земельных участков или предоставления земельных участков в аренду со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Еще одна поправка касается ситуации, когда на передаваемой земле установлен сервитут на построенные на ней сооружения. Так, согласно ЗК РФ не допускается проводить аукцион по продаже публичного земельного участка или аукцион на право его аренды, если на этом участке расположены здания, строения или сооружения, принадлежащие частным лицам (подп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Правда, этот запрет не распространяется на участки, объекты на которых расположены на условиях сервитута. При этом заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности, является правом, а не обязанностью заинтересованных лиц. Однако действующие положения ЗК РФ разрешают провести аукцион только при условии заключения соответствующего соглашения. Это препятствует вовлечению в оборот некоторых земельных участков, находящихся в публичной собственности. В связи с этим предлагается указать, что земельный участок может быть предметом аукциона, если соглашение об установлении сервитута не заключено, однако использование земельного участка на условиях сервитута допускается (в соответствии с главой V.3 ЗК РФ).

Законопроектом предлагается уточнить переходные положения Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части отсутствия необходимости изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных для строительства объектов недвижимости, если такое строительство завершено и земельный участок фактически используется для эксплуатации завершенного строительством объекта. Это предложение направлено на исключение лишней административной процедуры по изменению вида разрешенного использования.

До 12 августа законопроект будет проходить публичное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу.