Капуста брокколи способна помочь даже аутистам

Медики давно признали брокколи настоящим суперпродуктом. К числу неоспоримых достоинств вкусной капусты относится прежде всего её богатая насыщенность витаминами K и C, фолиевой кислотой, калием и клетчаткой. Учёные из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета Цюриха обнаружили новое полезное качество этого природного продукта — один из компонентов брокколи положительно влияет на эффективность медикаментов.

Речь идёт о содержании в капусте индол-3-карбинола (I3C), который активирует AhR, рецепторный белок, приводящий к химической детоксикации сетчатки. Как показали исследования, высокая концентрация данного соединения может помочь в лечении возрастной макулярной дегенерации. Уровень AhR снижается с возрастом. Сейчас сотрудники Института Бака работают над получением отдельных терапевтических молекул. Их уже можно было бы использовать для лечения снижения качества зрения. Правда, для того чтобы получить ощутимый эффект, некоторое время стоит употреблять огромное количество брокколи. Учёные провели на мышах многочисленные эксперименты, позволяющие сделать целый ряд открытий. Так, когда у подопытных мышей не хватало AhR, у них развивалось отклонение, очень напоминавшее макулярную дегенерацию. К сожалению, стандартная форма I3C слабо активирует AhR. Поэтому учёные решили поискать более действенные соединения с похожими свойствами. И было найдено 2AI. По составу это тот же I3C, но в десять раз более мощный и лучше привязывающийся к AhR. Как показали исследования, 2AI предотвращал клеточную смерть в сетчатке у мышей, подвергшихся световому стрессу.

По словам исследователей, определённые продукты способны менять активность эндогенных ферментов и таким образом повышать или снижать эффективность препаратов. Например, людям, принимающим антиаритмические лекарства и препараты, снижающие холестерин, не рекомендуют есть грейпфруты. Содержащийся в брокколи сульфорафан, как выяснилось, повышает эффективность препарата PR-104A. Учёные провели специальный эксперимент с использованием клеточных культур. Исследование показало, что сульфорафан увеличивает концентрацию ряда ферментов в клетках рака толстой кишки, включая фермент AKR1C3. Такой эффект наблюдался не во всех случаях. В раковых клетках, где уже было много фермента, сульфорафан способствовал дальнейшему росту его уровня.

Совершенно неожиданный эффект воздействия содержащегося в брокколи сульфорафана был найден в области лечения аутизма. В новом исследовании приняли участие 44 мужчины в возрасте от 13 до 27 лет с умеренной и тяжёлой формами аутизма. Участников в произвольном порядке разделили на две группы. В первой группе — 26 больных аутизмом получали суточную дозу. Контрольной группе давали плацебо. Поведение и уровень социального взаимодействия добровольцев оценивался в начале исследования, а затем — через 4, 10 и 18 недель. В экспериментальной группе средний балл был выше, чем в контрольной. У 17 из 26 пациентов, принимавших сульфорафан, появились улучшения в поведении и социальном взаимодействии. Учёные заметили положительный эффект уже на четвёртой неделе. Через 18 недель у участников экспериментальной группы снизилась раздражительность, гиперактивность и они стали более общительными. Сульфорафан положительно повлиял на речь и поведение добровольцев. К 22 неделе улучшений больше не наблюдалось.

Улучшения были видны на Шкале социального реагирования. Исследователи отмечают: это первый случай, когда какое-либо вещество дало подобный эффект при аутизме. Учёные полагают, что уже совсем скоро брокколи станет просто спасением для людей, не реагирующих на обычную терапию.

Употребление брокколи от трёх до пяти раз в неделю защищает и от неалкогольной жировой болезни печени (НЖБП). Это выяснили исследователи из Университета Иллинойса. Ранее специалисты только предполагали, что полезные соединения из брокколи препятствуют накоплению жира в печени и снижают риск НЖБП у грызунов. В новом исследовании учёные хотели узнать, как брокколи повлияет на мышей, печень которых находилась под влиянием канцерогена. Животных из одной группы кормили вредными продуктами «Западной диеты», а грызуны из другой группы соблюдали контрольную диету. Некоторым мышам давали брокколи, а остальным — нет.

Исследователи заметили, что «Западная диета» увеличивала размер и количество раковых узелков в печени грызунов. Когда в рацион животных вводили брокколи, число узелков уменьшалось. Правда, их размер не менялся. Из-за «Западной диеты» жира в печени у мышей становилось больше, а брокколи от него избавляла. Она выводила жиры из печени и не давала органу их поглощать. Выведенный учёными вид брокколи называется «Бенефорте». Он уже продаётся в супермаркетах Великобритании. В нём содержится в 2—3 раза больше глюкорафанина. Это соединение помогает регулировать клеточный метаболизм. Специалисты из Университета Ридинга и Института пищевых исследований в Великобритании попросили 130 добровольцев включить в еженедельный рацион 400 граммов нового вида брокколи. Через 12 недель у участников в среднем на 6% снизились уровни «плохого» холестерина в крови.

Митохондрии, энергетические центры клеток, конвертируют сахар и жиры в энергию. Если они перегружены жиром и сахаром, избыток часто преобразуется в холестерин. Глюкорафанин в организме превращается в сульфорафан, который активирует гены, защищающие организм от подобных последствий.

«Плохой» холестерин является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Снижение на 1% уровня «плохого» холестерина уменьшает риск развития ишемической болезни сердца на 1—2%. К другим продуктам и соединением, снижающим уровни «плохого» холестерина и бета-глюканов, относятся овёс и растительные станолы. Учёные советуют употреблять их вместе с новым видом брокколи, чтобы добиться лучшего эффекта. Тесты показали, что брокколи напрямую влияет на ткани дыхательных путей и облегчает дыхание у людей с астмой и аллергией. Как было установлено, брокколи, приготовленная на пару, помогает очистить дыхательные пути, предотвращает ухудшение состояния людей с болезнями лёгких. Главное, чтобы была минимальная термическая обработка. Капуста должна хрустеть на зубах.