Госдума в третьем чтении приняла расширенную версию закона о «суперкассах»

| статьи | печать

На днях депутаты приняли разработанный Минфином России законопроект, который вводит для компаний и предпринимателей обязанность применять ККТ нового поколения — с функцией передачи фискальных данных в налоговые органы. Новые правила начнут работать уже по истечении десяти дней с момента официального опубликования текста закона. В полном объеме поправки в законодательство вступят в силу в 2021 г.

Законопроект № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)» был внесен правительством в Госдуму в январе этого года (см. «ЭЖ», 2016, № 02, с. 07). Первое чтение состоялось в конце февраля, второе и третье — 10 и 14 июня соответственно. Причем в ходе подготовки текста документа ко второму чтению (в котором текст законопроекта может пересматриваться, в отличие от третьего чтения, в котором голосование проводится в целом по проекту) в него были внесены множественные изменения, в результате документ объемом 70 страниц превратился в документ объемом 120 страниц.

Данные о расчетах через кассу налоговая увидит незамедлительно

Первый вариант законопроекта о введении новых ККТ с функцией передачи фискальных данных в налоговые органы в режиме онлайн был опубликован Минфином России в 2013 г. и тогда же прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. Из-за масштабной критики и отрицательного заключения Минэкономразвития России на представленный законопроект процедуру ОРВ детищу Минфина России пришлось проходить дважды, плюс министерство организовало апробацию новых ККТ в нескольких регионах.

В итоге в законопроект были внесены изменения, однако далеко не все критические замечания получили отражение в финальной версии документа.

Несмотря на множественные поправки, внесенные в текст, в целом концепция осталась прежней. Главное, что планируется внедрить на практике — обязательное (за некоторым исключением) использование контрольно-кассовой техники нового поколения, в которой, помимо функции выдачи бумажного чека, также будут выполняться накопление, хранение и передача фискальной информации в электронной форме в налоговые органы в режиме онлайн через оператора фискальных данных. При этом возможность налоговых органов проводить контрольные закупки и осуществлять контроль за применением ККТ в иных формах законопроект никак не ограничивает.

Кроме того, пользователи ККТ (организации или индивидуальные предприниматели) будут направлять покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) указанные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в интернете и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом). У налоговых органов также будет возможность контролировать движение наличных средств в режиме, приближенном к реальному времени.

Новая версия законопроекта защищает от подделок ККТ

В ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме он подвергся серьезным изменениям. Как пояснил для «ЭЖ» Андрей Бударин, и.о. начальника Управления оперативного контроля ФНС России, внесенные в законопроект поправки можно условно разделить на четыре блока.

Первый блок включает нормы, сформулированные в процессе согласования законопроекта с министерствами, ведомствами и деловым сообществом, которые позволят упростить порядок применения контрольно-кассовой техники, делая понятным весь цикл ее использования. К этому блоку относятся следующие поправки:

  • определен полный перечень требований к контрольно-кассовой технике и фискальным накопителям;

  • детально прописан порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники;

  • конкретизированы порядок и условия применения контрольно-кассовой техники;

  • сформулирован порядок получения разрешения на обработку фискальных данных и дан полный перечень требований к оператору фискальных данных;

  • детально прописан порядок ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей.

Эти поправки оградят участников рынка от произвольного установления уполномоченными органами исполнительной власти обременяющих требований и условий. Кроме того, с учетом ранее принятых решений распространена обязанность использования новой контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД с 1 июля 2018 г.

Второй блок поправок оградит пользователей от приобретения и использования подделок — техники, которая, имея определенные сходства с контрольно-кассовой техникой, таковой являться не будет. На это направлено новое положение об экспертизе контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных.

Заключение экспертизы относительно модели контрольно-кассовой техники будет подтверждать ее подлинность, а также экспертиза позволит подтвердить, что технические средства оператора фискальных данных соответствуют предъявленным законопроектом требованиям.

Третий блок поправок направлен на реализацию принципов справедливости и соразмерности наказания:

размер административного штрафа для оператора фискальных данных дифференцирован в зависимости от нарушений законодательства о контрольно-кассовой технике;

предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности при добровольном сообщении в налоговый орган лицом о неприменении им контрольно-кассовой техники и при исполнении впоследствии такой обязанности.

Кроме того, предусмотрен так называемый упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен без составления протокола об административном правонарушении при согласии лица с событием вменяемого административного правонарушения.

Четвертый блок поправок направлен на оптимизацию расходов пользователей контрольно-кассовой техники:

  • учтены предложения Банка России в части отказа от применения контрольно-кассовой техники в банкоматах кредитных организаций;

  • по предложениям интернет-сообщества отменена обязанность пользователей контрольно-кассовой техники печати кассового чека при осуществлении расчетов в интернете.