Немцы добрались до вируса ВИЧ и теперь думают, как его убивать

В ближайшее время в Гамбурге должны начаться испытания нового препарата — убийцы вируса ВИЧ на людях. Немецким учёным удалось ранее немыслимое — извлечь вирус ВИЧ из живых клеток, как бы уже «вывести его на казнь». Осталось опробовать оружие возмездия.

Во всём мире учёные уже не первое десятилетие бились над тем, чтобы найти способ извлечь вирус ВИЧ из клеток иммунной системы человека, вместо того чтобы просто постоянно подавлять его симптомы, продлевая жизнь пациентам. И вот у гамбургских учёных это получилось.

Вирус иммунодефицита человека — это ретровирус из рода лентивирусов, вызывающий медленно прогрессирующую ВИЧ-инфекцию, приводящую к возникновению у больного синдрома приобретённого иммунного дефицита (СПИД).

Судя по сообщениям на специализированных германских сайтах, в Гамбурге смогли полностью извлечь вирус ВИЧ из живых клеток. Это, уверены эксперты, открывает перед медициной невероятные перспективы. Прежде всего появляется твёрдая надежда найти возможность победить СПИД.

До сих пор лечение от этой болезни заключается в том, что симптомы ВИЧ просто подавляют в организме пациента, снижая количество заражённых клеток при помощи различных препаратов. Большое внимание уделялось профилактике. Например, американские учёные создали вагинальное кольцо с дапивирином, которое существенно снижает риск заражения ВИЧ. Работа опубликована в журнале The New England Journal of Medicine.

Однако было понятно, что надо стремиться к тому, чтобы полностью удалять вирус из тела человека. И по этому маршруту двигаются учёные во всех развитых странах. Немцы начинали свои исследования не на пустом месте. Пару лет назад команда исследователей Медицинского факультета университета Темпл тоже объявляла о том, что разработала способ извлечь интегрированные гены ВИЧ-1 из культивируемых клеток человека. Американцы не обольщались сделанным.

«Это важный шаг на пути к изобретению лекарства, избавляющего от СПИДа навсегда, — говорил Камел Халили, руководивший исследовательской работой. — Это захватывающее открытие, но само лекарство ещё не готово ― мы получили лишь доказательство того, что мы двигаемся в верном направлении».

К. Халили и его коллеги создали молекулярные инструменты для удаления провирусной ДНК ВИЧ-1. Комбинация фермента, редактирующего ДНК (нуклеазы), и нити так называемой направляющей РНК (GuideRNA) отслеживала и извлекала вирусный геном. Затем генетическая ячейка ремонтировалась: свободные концы спаивались вместе клеточным защитным механизмом, и в результате получалась свободная от вируса клетка. Чтобы избежать риска случайного связывания направляющей РНК с любой другой частью генома пациента, исследователи создали нуклеотидные последовательности, которые не появляются в каких бы то ни было кодирующих последовательностях ДНК человека. Это, соответственно, позволяет избежать повреждения «нормальной» клеточной ДНК. Процесс редактирования был успешным в нескольких типах клеток, которые могут содержать ВИЧ-1, в том числе в микроглиях, макрофагах, а также Т-лимфоцитах. Это основные типы клеток, инфицируемых ВИЧ-1, так что они являются важнейшими целями данной технологии.

«ВИЧ-1 никогда не вычищается иммунной системой, а вылечить болезнь можно, лишь удалив вирус, — говорил К. Халили. — Та же самая техника может быть использована и для борьбы со многими другими трудноизлечимыми вирусами».

К. Халили два года назад предупреждал: прежде чем данная техника станет доступна для пациентов, учёным придётся разработать метод для доставки терапевтического агента к каждой инфицированной клетке. К тому же ВИЧ-1 склонен к мутациям, а это значит, что лечение должно быть индивидуализировано под уникальные вирусные последовательности каждого пациента.

Теперь, сообщается из Гамбурга, удалось создать особое противовирусное средство, которое полностью избавляет клетки организма от большинства штаммов и подвидов вируса ВИЧ-1 (существует два вида этого вируса). Препарат назвали Brec1. По расчётам, он способен максимально эффективно, точно и безопасно удалить интегрированный вирус. Эксперименты на мышах с вживлёнными им заражёнными клетками человека продемонстрировали победу над вирусом

Идёт подготовка к клиническим испытаниям на людях.

Во всём мире сейчас более 33 миллионов человек заражены ВИЧ-инфекцией.