Только Большой театр сумел получить прибыль по итогам кризисного 2015-го

| статьи | печать

Большой театр — единственный государственный театральный коллектив, который в условиях тотальных сокращений бюджетов, сумел значительно увеличить выручку. За прошлый год выручка Большого увеличилась на 28% — до 2,3 млрд руб.

«Если в 2014 г. мы в целом заработали 1,8 млрд руб., то выручка за 2015 г. составила 2,3 млрд руб., — рассказывает гендиректор ГАБТ Владимир Урин. — Разрыв в финансировании, который возник в 2015 г. из-за сокращения субсидии, мы смогли перекрыть».

Директор говорит, что театр не поднимает цены, «чтобы у людей была возможность прийти в кассу, выстоять очередь и приобрести эти билеты. Но внутри мы сделали ценовую перегруппировку. Например, у нас есть цена — до 12 000 руб. за билет. А есть цены по 5000, 4000 или 3000 руб. Так вот, внутри этого коридора мы немного подняли цены. Это было серьёзное решение».

По словам В. Урина, ни один репертуарный театр мира, который имеет свои здания, труппу и репертуар, не может быть прибыльным по элементарным законам экономики. Необходимо софинансирование. Чтобы Большой театр — организация колоссального масштаба — стал прибыльным, цены на билеты пришлось бы поднять в четыре раза. Поэтому Большой имеет второй источник дохода — спонсорские пакеты. М. Урин рассказал, что взнос для членов попечительского совета составляет 350 000 евро. Третья составляющая доходной части бюджета ГАБТ — гастроли и мероприятия. Руководитель театра сообщил о том, что в 2016 г. Большой планирует получить выручку не меньше, чем в 2015-м.

«Так как было понимание, что год будет очень тяжёлым, на уровне директората решили сверстать баланс по расходам так, чтобы 500 млн осталось. В итоге на расходы остаётся не 2,3 млрд руб., а 2,8 млрд руб. только собственных средств. Что касается гастрольных проектов, то совсем недавно — 12 февраля, в Лондоне была представлена совместная постановка балетной труппы лондонского Королевского театра Ковент-Гарден и Большого театра России, мировая премьера балета Кристофера Уилдона Strapless. Премьера этого спектакля, созданного по книге Деборы Дэвис, прошла в рамках поставленного Уилдоном „Вечера одноактных балетов“, который включает ещё две работы хореографа — „После дождя“ и „В пределах золотого часа“. Эта программа будет поставлена в Большом театре в 2017 г. и станет продолжением активного сотрудничества Королевского балета с Большим театром России, в рамках которого уже состоялся Всемирный день балета, а также гастроли Королевского балета в ГАБТ в 2014 г. В июле запланированы трёхнедельные гастроли балета Большого театра на сцене Ковент-Гардена, приуроченные к 60-летию первых гастролей московской труппы в Лондоне, состоявшихся в 1956 году», — рассказал В. Урин.

Балет Большого театра в сопровождении оркестра ГАБТ будет выступать в Лондоне с 25 июля по 13 августа. В репертуаре гастролей — «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Укрощение строптивой», «Пламя Парижа» и «Корсар».

Констатация признаков успешности происходит на фоне скандала, связанного с хозяйственной деятельностью театра. Московское управление ФАС России возбудило дело по признакам нарушений при проведении аукциона на выполнение ремонтных работ на Новой сцене. Несколько ранее в Управление поступила жалоба от ООО «Феникс-М». Как сообщает заявитель, в 2014 г. Большой театр объявил о проведении аукциона на выполнение ремонтных работ по улучшению эксплуатационных и акустических показателей объектов зрительской зоны Новой сцены театра, начальная (максимальная) цена контракта составила 27 млн руб. При этом в соответствии с извещением заявки могли быть поданы с 27 декабря 2014 г. по 12 января 2015 г. В отношении Государственного академического Большого театра было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции. Заявитель посчитал, что указанный срок для подачи заявок является недостаточным и влечёт за собой ограничение конкуренции, поскольку фактически равен трём рабочим дням (29, 30 и 31 декабря 2014 г.). Кроме того, заявки на участие в аукционе могли быть поданы только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Однако трёх дней, фактически предоставленных заказчиком, было недостаточно для осуществления аккредитации, что также ограничило конкуренцию.

За неделю до наступления нового 2016 г. на американском телеканале HBO вышел фильм «Большой Вавилон» о закулисье и интригах в российском балете. Соавторами картины стали московский корреспондент The Sunday Times Марк Франкетти и известный документалист Ник Рид. Этот фильм повествует о событиях, развивавшихся в здании с квадригой под управлением Аполлона, после скандального нападения на худрука балетной труппы Сергея Филина. Ник Рид высказал мнение, что подоплёка этой трагической истории очень походит на российскую политику. А Марка Франкетти поразил тот факт, что выяснение отношений в Большом театре происходит ежедневно и затрагивает всех — от уборщиц и техперсонала до основных исполнителей. «Но ровно в семь вечера все эти группировки собираются вместе и, подобно часовому механизму, устраивают грандиозное представление, — говорит он в интервью той же газете. — Это очень по-русски», — восхищается М. Франкетти. Американская пресса отмечает, что новый директор Большого В. Урин дал кинематографистам необычайно широкий доступ к театру и это очень ценно для зрителей картины.