Министр культуры РФ предоставил МХАТу свою «Стену»

| статьи | печать

Оборона Смоленской крепости в 1609–1611 гг. (ключевой эпизод русско-польской войны), ставшая основой для романа министра культуры РФ Владимира Мединского «Стена», будет вновь воспроизведена на театральной сцене. Спектакль «Стена» появится на сцене МХАТа им. Горького. Ранее «Стена» была поставлена в Смоленском драматическом театре, и тогда спектакль о главной архитектурной достопримечательности Смоленска был приурочен к 1150-летию города. Действие романа происходит в начале XVII в., во время обороны города после осады Смоленска войсками Сигизмунда. Инсценировку романа создала заведующая литературно-драматической частью Смоленского камерного театра Мария Парамонова. На этот раз инсценировку романа министр доверил главному редактору «Литературной газеты», писателю Юрию Полякову. Режиссёр спектакля — Валерий Белякович. Во МХАТе уже прошла читка этого военно-патриотического произведения. В настоящее время В. Белякович занимается распределением ролей.

В. Мединский опубликовал роман в 2012 г. «Стена» — первый роман автора «Мифов о России» и «Войны».

«В книге можно увидеть параллели событий времён Смутного времени и того, что происходило на смоленской земле во времена Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., — считает глава издательства Московской патриархии протоиерей Владимир Соловьёв. — И читатель осознаёт: люди не исчезают в пучине истории, они остаются со своими потомками, с нами, живущими сегодня. Это очень важно с точки зрения православной догматики. Мы знаем — смерти нет. И связь между поколениями — живая, подлинная, а не какая-то мемориальная. Присутствует в романе и романтическая сторона: чистая жертвенная любовь».

«Читатель узнаёт знакомые темы, но теперь они оживают в авантюрном сюжете, — рассказывают о произведении в дирекции книжного магазина „Лабиринт“. — Мединский возрождает жанр, который у нас почти не был раскручен… «Три мушкетёра» — это Франция начала XVII в. Весь мир знает эту легенду. Мединский взял ту же самую эпоху, только у нас, в России (это как раз Смута), и написал приключенческий роман». Осенью 2015 г. министр культуры получил от издательства диплом за рекордный тираж своих произведений — более 1 млн экземпляров.

В октябре министр представил свои книги на Франкфуртской книжной ярмарке в рамках дискуссии «Россия и Европа — одна история, разное осмысление». Позднее глава Минкульта судился с четырьмя электронными библиотеками, неправомерно распространявшими его произведения. В иске министра фигурировали книги: «О жестокости русской истории и народном долготерпении», «О русской грязи и вековой технической отсталости», «О русской угрозе и секретном плане Петра I», «О русском воровстве и мздоимстве» и «О русском пьянстве, лени, дорогах и дураках».

«Ну и что, что министр культуры? — с раздражением ответил журналистам автор новой инсценировки Ю. Поляков. — Луначарский тоже писал пьесы, и его активно ставили. Хорошо, что у нас появился министр, который пишет. Почему-то Швыдкого в бытность министром культуры никто не упрекал в том, что он не вылезает из телевизора. Судя по реакции во время читки, нам многое удалось. Работа была сложная — перевести приключенческо-исторический роман в драму. С одной стороны — история, а с другой — авантюрный сюжет, но есть и драматические страницы. Я вообще считаю, что у нас очень мало драматургии на тему истории, в отличие от тех же англосаксов и немцев, которые отражают в театре каждый свой исторический шаг. Я много езжу на свои премьеры по стране, смотрю на афиши и вижу, что это направление — исторические пьесы — у нас не развито».

Для народного артиста РФ, основателя и художественного руководителя Московского театра на Юго-Западе В. Беляковича постановка спектакля министра будет далеко не первый опыт сотрудничества с МХАТом. В репертуаре этого театра идёт множество его спектаклей.

«Моя последняя постановка в МХАТе была по Шекспиру, — говорит В. Белякович. — Что ж получается: Шекспира можно ставить, а Мединского — нельзя? Если получится спектакль, будет хорошо и ему, и мне, и стране. А если не получится, то позор нам всем. В чём меня можно упрекнуть? Это историческая вещь про оборону Смоленска — я люблю историю России, и мне интересно будет работать над этим спектаклем. Многие продюсеры просят больше комедий, не хотят ставить ничего серьёзного. Для театра подобные пьесы — дефицит. Сам по себе роман очень объёмный, исторический, требующий внимания к деталям. Сейчас жизнь скоростная, sms-ная, но когда находится время вникнуть — понимаешь, что именно такие пьесы нужны современному зрителю».

«Сегодня особенно важным является внимание к академическому театральному искусству, театрам со своей историей, традициями и на сцене которых мы можем видеть классическое прочтение произведений, — отмечает сам В. Мединский. — Одним из таких театров, безусловно, является МХАТ им. Горького, который основой своей художественной деятельности считает возврат к Станиславскому».