1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 64

Налоговая проверка: персонал компании в помощь налоговикам

При проведении инвентаризации имущества компании, которую осуществляют налоговые органы в ходе проверки, налогоплательщик обязан предоставить в помощь ревизорам своих работников. Таковы правила, утвержденные еще в 1999 г. Минфином России и МНС России. Одна компания решила признать их недействующими, но потерпела в Верховном суде РФ поражение.

Аргументы компании

Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39 (далее — Положение). В абзаце 2 п. 2.7 Положения сказано, что «налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой)».

Компания, обратившаяся с административным иском в Верховный суд РФ, попробовала оспорить эту норму положения. Аргумент — данный порядок вводит дополнительную обязанность налогоплательщика, которая не предусмотрена Налоговым кодексом. По мнению организации, из подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ следует, что обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах, которые согласно п. 1 ст. 1 НК РФ могут быть установлены только Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Статьями 31 и 89 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.

Верховный суд РФ: «все по закону»

Решением от 24.11.2015 № АКПИ15-1111 Верховный суд РФ отказал организации в удовлетворении ее требований. Приведем аргументацию суда.

Законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Вместе с тем федеральный законодатель вправе предусмотреть в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства о налогах и сборах нормативное правовое регулирование по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, подзаконными актами. При этом такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Такая возможность предусмотрена в п. 1 ст. 4 НК РФ. Этой нормой к числу субъектов подзаконного нормативного правового регулирования вопросов, связанных с налогообложением и сборами, отнесены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

В первоначальной редакции п. 1 ст. 31 НК РФ было установлено, что налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. При этом обязанность по утверждению порядка проведения инвентаризации имущества при налоговой проверке была возложена на Минфин России и Государственную налоговую службу. В 1998 г. Служба была преобразована в Министерство по налогам и сборам. Именно это ведомство вместе с Минфином России, реализуя предоставленные НК РФ полномочия, утвердило Положение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной проверке.

В настоящее время полномочия по утверждению порядка проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке предоставлены Минфину России (п. 1 ст. 31 НК РФ в действующей редакции).

По мнению суда, довод организации о том, что спорное Положение принято с нарушением законодательства о налогах и сборах, является необоснованным. Так что этот документ абсолютно легитимен.

Далее. Пунктом 13 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

Закрепляя в оспариваемой норме требование о создании налогоплательщиком условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, Минфин России и МНС России не вышли за рамки предоставленных полномочий и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Утверждение компании о том, что оспариваемая норма приводит к дополнительным материальным затратам, поскольку обязывает ее приобретать дополнительное имущество, а именно весы, измерительные и контрольные приборы, мерную тару, а также нанимать рабочую силу для перевешивания и перемещения грузов, по мнению суда, является несостоятельным. Проведение инвентаризации производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным. Суд отметил, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые имеются у него.