Учёные высчитали, сколько кому стоит пить чашек кофе в день

Результаты последнего исследования итальянских учёных показали: превышение привычной дозы ежедневно выпиваемого кофе грозит негативными последствиями умственным способностям пожилых людей. Учёные исследовали 1500 человек в возрасте 65—84 лет. Испытуемых наблюдали в течение трёх с половиной лет. В результате учёные пришли к выводу, что люди, придерживающиеся привычки выпивать умеренное количество напитка (одну-две чашки в день), имели более низкую вероятность развития небольших умственных отклонений по сравнению с теми, кто пил кофе редко или вообще не пил. В то же время, изменение привычного количества бодрящего напитка учёные сочли очень опасным. Врачи выступили с предупреждением: нельзя в день выпивать более четырёх чашек растворимого кофе. Это опасно даже для совершенно здоровых людей. Но в особенности большое потребление кофе опасно для беременных и молодёжи (у них лимит — две чашки в день). Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов подчёркивает: если выпить больше, то человек столкнётся с тревожностью, нарушением сна и сердечного ритма и даже с сердечной недостаточностью. А у беременных возможно появление ребёнка со сниженной массой тела, врождёнными дефектами или вообще выкидыш.

Ранее специалисты доказали способность кофеина сдерживать развитие комплексов избыточно фосфорилированных тау-белков, наличие которых в организме является отличительной чертой болезни Альцгеймера.

Исследование, проведённое в Медицинском центре Эразма, показало: регулярное потребление трёх — пяти чашек кофе в день уменьшает риск примерно на 20%. К 2025 г. количество пожилых людей в Европе увеличится с 15,4 до 22,4%. В связи с этим ожидается и рост числа нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Кофеин предотвращает образование амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков в головном мозге — двух основных признаков болезни Альцгеймера. Кроме того, кофеин и полифенолы снижают воспаление и уменьшают износ клеток головного мозга, особенно в гиппокампе и коре — областях мозга, связанных с памятью.

Кофеин, содержащийся в кофе, относится к самым известным стимуляторам, повышающим внимательность, вызывающим возбуждение и улучшение когнитивных показателей.
До недавнего времени никто не оценивал долгоиграющий эффект потребления кофеина. Оказалось, кофеин способен защитить от когнитивного нарушения.

Защитный эффект умеренного потребления кофеина учёные связывают с активацией рецепторов аденозина. Это, в свою очередь, спасает от влияния токсичных отложений амилоидных бляшек в мозге. Кстати, кофеину под силу повысить чувствительность к инсулину, снижая риск диабета 2-го типа. А диабет во многом связан с ухудшением когнитивного статуса. Потом, есть основания полагать, что кофе уменьшает воспаление и уровень окислительного стресса.

В целом ставится максимальный безопасный уровень потребления кофеина в день на отметке 400 мг (в одной чашке как раз около 100 мг). В обычной чашке эспрессо содержится 80 мг. Однако в некоторых кофейнях продаётся кофе, в котором повышено содержание кофеина, и достаточно одной чашки, чтобы превысить лимит. Как показал анализ, разница содержания кофеина в продукции кофеен колоссальная (иногда показатели отличаются в шесть раз).

Кстати, кофеин можно найти не только в кофе. И это нужно учитывать. Так, в чашке чая содержится 50 мг, в банке Red Bull — 80 мг, в маленькой плитке темного шоколада — до 50 мг, а в шоколадном молоке — примерно 25 мг. Также кофеин добавляют в обезболивающие для усиления эффекта.

Однако некоторые учёные связывали кофе с повышенным холестерином и давлением. И последнее исследование, на самом деле, не добавляет ясности в вопросе пользы и вреда кофе.

Выпивая несколько чашек кофе в день, человек тщательно очищает свои артерии, как выяснили корейские учёные. Специалисты исследовали более 25 000 человек. Добровольцы, выпивавшие кофе в умеренных количествах (три — пять чашек кофе), реже имели признаки болезней сердца. Это доказывает позитивный эффект кофе, производимый на сердечно-сосудистую систему. Учёные анализировали коронарные артерии. В ишемической болезни сердца коронарные артерии забиваются отложениями. На руках учёных были результаты сканирования этих артерий. Снимки показывали отложения кальция в стенках коронарных артерий. Примечательно: ни у кого из добровольцев не было внешних признаков болезней сердца. Но у каждого десятого отмечались кальциевые отложения. И эту информацию сравнивали с уровнем потребления кофе. Также учитывались сторонние факторы — курение, физическая активность, наличие сердечников в семье. В итоге люди, потребляющие несколько чашек кофе в день, имели меньше отложений кальция в коронарных артериях, чем люди, выпивающие много кофе или вообще его не признающие. За счёт чего именно кофе помогал поддерживать артерии в хорошем состоянии, учёные сказать не могут.

Бразильские специалисты открыли ещё одно удивительное лечебное свойство кофе, анастезическое. «Виновник» этого — необычный белок, который действует так же, как и морфин. По словам представителей исследовательской компании Embrapa, работой над белком занимается их подразделение генетики и биотехнологии в Университете Бразилии.

Оказалось, удивительными свойствами обладают ранее неизвестные фрагменты белка — пептиды. Именно они производят успокоительный и обезболивающий эффект. У лабораторных грызунов этот эффект сохранялся довольно долго. Учёные уже подали заявки на патенты для семи опиоидных пептидов, выявленных в кофе. Само открытие было сделано в ходе исследования методов соединения генов кофе. Изначально учёные просто хотели повысить качество кофе, но исследования дали подобный неожиданный результат.

В связи с этим вполне предсказуемо, что у кофеманов отказ от кофе может вызвать так называемый синдром отмены. Недавно психотерапевты занесли симптомы синдрома отмены, возникающего при отказе от кофе, в раздел особых психических отклонений. Синдром входит в группу расстройств, связанных с кофеином, последнего выпуска диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Классический синдром отмены проявляется головными болями, усталостью, проблемами с концентрацией, депрессией. Надо сказать, морфин, с которым сравнивают кофейные пептиды, также способен вызывать синдром отмены.