В МОНИКИ «прижилась» новая профессия — рентгенэндоваскулярная хирургия

| статьи | печать

В Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) получило развитие новое направление в медицине — малоинвазивная хирургия. Рентгенэндоваскулярная хирургия в России уже была выделена в отдельную специальность полтора года назад. И сегодня практически все сосудистые центры страны придерживаются протокола малоинвазивной хирургии — одного из самых эффективных направлений кардиохирургии. Сегодня во всём мире кардиологи в первую очередь получают специализацию в этой области. В результате чего врачи не просто ставят стенты, но и самостоятельно решают — нужно это пациенту или нет.

«В 1970-х годах в Лос-Анджелесе целый месяц бастовали хирурги, они проводили только экстренные операции, а плановые не делали, — рассказал в недавнем интервью директор МОНИКИ, кардиолог, эндоваскулярный хирург, профессор Филипп Палеев. — В итоге смертность в городе снизилась на 30%! Так что правильность выбора лечения — очень важный аспект. И эта проблема перед нами тоже стоит. Пациенты периодически жалуются на врачей, обращаются за экспертизой: был ли доктор прав? Конечно, есть стандарты, протоколы, однако важно ещё и клиническое мышление врача. И, возможно, выбрав тот или иной метод лечения, врач был прав, даже если пациент результатом недоволен. Мы целенаправленно работаем над повышением профессионализма врачей. Недавно Московскую область посетила делегация Врачебной палаты Германии, её представители вместе с представителями областной Врачебной палаты обсуждали вопросы профессиональной экспертизы помощи — такой, которая позволила бы не обвинять или защищать врача, а точно определить, была ли допущена профессиональная ошибка».

Сегодня по поручению губернатора Московской области в Подмосковье ведётся анкетирование — сбор отзывов о работе медучреждений. Врачебной палатой Московской области создана схема работы с обращениями граждан. Ежеквартально в МОНИКИ проводится внутренний мониторинг — изучение общественного мнения. Ежедневно ведётся приём обращений в открытую электронную приёмную директора. Также максимально эффективно работает система управления ресурсами операционного блока. Коечный фонд тоже не простаивает. Это помогает управлять очередью на операции, на госпитализацию. «Сегодня наше здравоохранение идёт по пути сокращения сроков пребывания пациентов в стационарах, но это не должно делаться в ущерб качеству оказания медпомощи, — рассказывает Ф. Палеев. — Как врачи мы знаем: долгое пребывание пациента в больнице вредно, растёт риск внутрибольничных инфекций. Однако очень важно, чтобы пациент не чувствовал себя брошенным — поэтому, к примеру, в Израиле введена система дистанционного контакта, позволяющая быть постоянно на связи с пациентом. По различным каналам связи: электронной почте, СМС, через личный кабинет — ему напоминают о приёме лекарств, прохождении обследований, сдаче анализов и пр. Мы тоже внедрили такую систему. У нас на кафедре врачей общей практики разработана система личного кабинета, куда заносятся все данные о состоянии больного, пройденном им лечении, необходимых анализах и т.д. Лечение — это не только пребывание в стационаре, но и подготовка к нему, и восстановление после.

Наш многопрофильный медицинский центр построен по аналогии с университетскими клиниками мира. У нас есть большая клиническая база (1105 коек всех профилей, кроме акушерства, гинекологии и психиатрии), научно-исследовательские отделения и факультет усовершенствования врачей (24 кафедры и девять коек). Этакий конгломерат науки, образования и лечебной базы позволяет замкнуть на себе процесс. Поэтому сегодня МОНИКИ — ключевое учреждение в Московской области. Сюда поступают крайне тяжёлые, сложные пациенты и с точки зрения диагностики, и с точки зрения лечебного процесса. На базе института работает несколько специализированных центров. Например, центр рассеянного склероза, курирующий всех больных этой патологией в области; передовой в России центр гепатологии — объём исследований здесь превышает совокупный объём исследований по всей стране; центр лёгочной гипертензии, центр помповой терапии диабета, центр малоинвазивной и видеоэндоскопической хирургии, центр остеопороза. На нашей территории проводится перинатальный скрининг младенцев со всей области на генетические заболевания. Ежегодно через институт проходит более 270 тысяч пациентов, стационарное лечение получает более 26 тысяч человек. Оперативная активность составляет 18 тысяч операций в год. Плюс шесть тысяч экстренных выездов специалистов в районы области».

Два года назад в МОНИКИ открылся симуляционный центр, где проводят тренинги по оказанию экстренной, акушерско-гинекологической помощи, где работает симулятор для оттачивания навыков по проведению лапароскопических операций — операционная, где одновременно тренируется вся бригада: хирург, ассистент хирурга и анестезиолог. Особым спросом пользуется симулятор для проведения рентгенэндоваскулярных операций.

Ежегодно обучение по всем основным специальностям в стенах МОНИКИ получают около 7,5 тысяч врачей Подмосковья. Требование времени: недавно открыли два новых курса — пластической хирургии и детской хирургии. В последние годы в Московской области активно строятся сосудистые центры. Сегодня их уже семь, до конца года откроют ещё два.

«К счастью, нам поставили очень много высококлассного оборудования по программе модернизации, — говорит директор института. — И оно у нас не простаивает! Недавно мы внедрили новую систему оценки лечения по законченному случаю. То есть качество лечения оценивают не на основании того, сколько раз посетил врача больной, а по тому, насколько эффективными оказались обследования и лечение. В итоге 40% опухолей мы выявляем на ранних стадиях, что позволяет значительно повысить эффективность и снизить затраты на лечение. А введённая у нас система оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами позволила впервые в России обеспечить массовую диагностику и лечение больных в рамках программы ОМС. Более 500 пациентов с ревматическими болезнями получают в МОНИКИ инновационную терапию генно-инженерными биологическими препаратами.

У 30% наших пациентов ежегодно выявляются онкологические диагнозы. И мы применяем персонифицированный подход в лечении. Нашими специалистами совместно с Пущинским научным центром РАН разработан метод подбора лекарственной терапии на основании культивирования клеток пациента. Это ноу-хау, на которое получен патент. Очень активно в онкологии развивается метод фотофереза — на разработку этой методики мы получили президентский грант, наши отечественные разработки позволяют лечить сложнейшие заболевания кожи, крови, нервные болезни, даже снижать отторжение при пересадке органов. У нас был случай тяжелейшей лимфомы кожи — и фотоферез дал фантастический результат. В России мы единственные, кто владеет этой методикой в полном объёме».

Врачи института часто выезжают в стационары для того, чтобы консультировать врачей в сложных случаях. На институтской базе ежегодно защищается 10—12 диссертаций.

В 2014 г. сотрудниками МОНИКИ получено 17 патентов. Неврологи института совместно с учёными биофармкластера «Северный» недавно разработали прибор для восстановления активности после инсульта. Робот улавливает малейшие движения мышц, благодаря чему восстанавливаются связи между корой головного мозга и двигательными мышцами, что позволяет пациенту встать на ноги гораздо быстрее. Вместе со «Сколково» учёные института разработали и майки с вживлёнными электродами, позволяющие проводить суточное мониторирование сердечной деятельности. Это гораздо удобнее, чем холтеровские мониторы, которые необходимо носить на ремне.