Свой юбилей театр «Практика» встретит без худрука

| статьи | печать

В экспериментальном театральном центре новой драмы «Практика» упраздняют должность художественного руководителя. Одновременно с этим совет директоров столичных театров принял решение учредить должность директора. До октября месяца худруком театра по-прежнему будет драматург, актёр и режиссёр Иван Вырыпаев. Директор будет назначен столичным департаментом культуры. Об этом в ходе заседания совета, проходящего в департаменте культуры, заявил председатель совета директоров, заместитель директора Московского академического театра сатиры Марк Гурвич.

И. Вырыпаев является худруком театра «Практика» с 2013 г. Созданные им спектакли, в ряде случаев по его же пьесам, идут в Англии, Франции, Польше, Германии, Чехии, Канаде и других странах. Иван окончил Иркутское театральное училище, Высшее театральное училище им. Щукина. Один сезон работал актёром Магаданского театра, два сезона — актёром Театра драмы и комедии на Камчатке. В 2005 г. создал агентство творческих проектов в области кино, театра и литературы «Движение Kislorod».

В 2006 г. был арт-директором театра «Практика», а с апреля 2013 г. стал его художественным руководителем.

Театр «Практика» был задуман художественным руководителем Эдуардом Бояковым как театр, говорящий на современном языке в рамках новой театральной стилистики. Проект «Практика» был учрежден Комитетом по культуре правительства города Москвы в 2005 г. и направлен на открытие нового поколения драматургов и режиссёров. «Практика» — первый государственный театр, на сцене которого поставлены пьесы Юрия Клавдиева, Виктории Никифоровой, Михаила Дурненкова, Сергея Медведева, Игоря Симонова.

С «Практикой» сотрудничают режиссёры Владимир Агеев, Дмитрий Брусникин, Рамин Грей, Юрий Квятковский, Руслан Маликов, Жоэль Помра, Виктор Рыжаков.

Театр «Практика» изначально задумывался как уникальный культурный центр, в пространстве которого будет осуществляться взаимопроникновение театра, кинематографа, живописи, видеоарта, контемпорального искусства и современных технологий.

По словам И. Вырыпаева, инициатива упразднения должности худрука исходила от самого театра, и причина этого — изменение формы управления. «За последние три года нам удалось создать очень профессиональный менеджмент и наладить работу театра в режиме чёткого слаженного механизма, — заявил режиссёр. — В нашем театре нет труппы и нет штатных режиссёров, мы — продюсерский театр. Да и создан театр был продюсером Эдуардом Бояковым. И вот сейчас мы бы хотели сделать еще один шаг вперед, навстречу новым технологиям управления. Мы решили создать продюсерское управление театром».

«В театре сложилась такая ситуация, что у Вырыпаева было много посторонних постановок. Сегодня департамент хочет переиграть управление деятельностью театров. Там появится директор, а Вырыпаев не бросит театр: будет работать, ставить спектакли, играть как актёр и будет наниматься вновь, назначенный директором, департаментом культуры, в качестве актёра, режиссёра», — сказал Марк Гурвич.

«После юбилея театра 7 октября я перейду с должности худрука на должность генерального продюсера театра, — объясняет Вырыпаев. — Это будет означать, что я буду нанят театром, а не департаментом культуры, как сейчас. И у меня появится возможность ездить на постановки и заниматься другими своими творческими делами. Сейчас моё физическое присутствие в театре уже не требуется в таком постоянном режиме. Вообще, современный театр должен управляться продюсером, а не художником, которому мешает его творческое видение Главным исполнительным лицом театра станет директор. Но выстраивать художественную линию, создавать репертуар и следить за философской доктриной театра будет генеральный продюсер, а точнее продюсерский совет. Новый сезон станет для нас десятым. Опять же — юбилей. Будет премьера моей пьесы „Иранская конференция“. Тема интересная — Иранская конференция. Действие происходит в Копенгагене, в Дании. Там собрались учёные со всего мира на международную конференцию по проблемам Ирана. Спектакль — в виде докладов учёных на тему взаимоотношений цивилизаций, значения мусульманского мира. Он затрагивает спектр сегодняшних взаимоотношений в мире, глубинные психологические и философские проблемы.

Казимир Лиске, наш американский актёр, ставит сложный и интересный спектакль по переписке двух друзей. История основана на реальной переписке. Она о том, как у американца по имени Гектор изнасиловали и убили дочь. Тот, кто это сделал, вступил 15 лет назад в переписку с ним. И долгое письменное общение этих людей привело, в конце концов, к их духовной дружбе. Один сидит в тюрьме — пожизненное заключение, а другой — христианин. Возможно, мы выпустим постановку на большой сцене. Возможно, мы будем арендовать площадку или это будет копродукция с кем-то. Пока идут переговоры, потому что своей большой сцены, чтобы осуществить этот проект, у нас нет. Словом, будет интересный сезон! У нас будет специальная программа: мы сделаем буклет, выпустим фильм о театре, проведём разные мероприятия. Но репертуар сезона специальным юбилейным не назовешь. Просто мы хотим, чтобы он был мощным и интересным. Мы хотим десятилетие праздновать с размахом. Сделать больший юбилейный концерт в одном из московских клубов. Потому что это не только десять лет нашему театру. „Практика“ — это история российской драматургии, новой драмы. Это не узкий праздник одного театра, но событие для для тех, кто развивает культуру в этой стране.»