ММКФ начал работу с волками

| статьи | печать

Открытый в пятницу 37-й Московский международный кинофестиваль начал свою работу с показа фильма председателя жюри Жан-Жака Анно «Тотем волка». Оскароносный режиссёр представил свой немногословный фильм, снятый в Монголии по одноимённому роману китайского писателя Цзян Жуна за семь лет. Кино про волков и маоистов.

Чтобы снять кино про взаимоотношения людей и природы, местными властями были выращены редкие степные волки. Действие происходит в 1967 г. Молодой пекинский студент Чэнь Чжэнь отправляется жить среди кочевых пастухов Внутренней Монголии. В это время партийцы решают, что полчища волков мешают выполнять задания по выращиванию мяса для народа. Начинается истребление волков. Студенту их жаль, особенно одного, с которым он подружился. Тем, кто не жил в СССР, трудно понять при просмотре этого фильма, как может быть, чтобы разговор с диким животным мог быть более осмысленным, чем с работниками каких-нибудь местных райкомов или партячеек.

К сожалению, тема китайцев и природы не была развита в рамках ММКФ, и фильм про массовое истребление воробьёв в Китае никто не снял. Впрочем, грядут новые киносмотры.

В программу фестиваля вошли фильмы из России, Франции, Испании, Ливана, Ирана, Болгарии, Финляндии, Сербии и других стран.

В рамках ММКФ-2015 пройдёт конкурс документального и короткометражного кино. Кроме официальной программы фестиваля, посетителей ждёт и внеконкурсная программа — в ней примет участие огромное число кинолент. Лучшие фильмы будут награждены специальными золотыми и серебряными призами — «Святыми Георгиями». Также статуэтки будут вручены лучшему актёру, актрисе и режиссёру. ММКФ будет проходить до 26 июня.

На церемонии открытия замминистра культуры России Григорий Ивлиев зачитал приветственную телеграмму от президента Владимира Путина. Глава государства пожелал успешного старта фестивалю и выразил уверенность, что нынешний фестиваль пройдёт в «атмосфере взаимопонимания, созидания и творчества».

В этом году кинофестиваль проходит в 80-й раз, и помешать полномасштабному торжеству могли лишь чрезвычайные обстоятельства. Они и проявились в виде экономического кризиса. Церемония открытия прошла без традиционной дорогой помпы, а сам фестиваль сократился на два дня с привычных десяти дней до восьми. Укоротилась и конкурсная программа фестиваля, состоящая всего из 12 фильмов, три из которых — российских режиссёров: «Арвентур» Ирины Евтеевой, «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе (копродукция России, Германии и Великобритании) и «Орлеан» Алексея Прошкина. Недофинансирование сказалось и на количестве видеороликов. Сокращение бюджета, видимо, не позволило организаторам снять ролики о программах или о лауреате премии Станиславского. Видео было заменено на фотографии.

Традиционно встречающий гостей Никита Михалков неожиданно выдал нехарактерную для него шутку: «Ну вот и пришёл 37-й!» И далее заметил — в какое тяжёлое время мы все живём. Впрочем, позже выяснилось, что это относилось к кризису творчества.

«Где-то зарождается молодой кинематограф Азии, Латинской Америки и где-то нисходит постепенно кино старого мира, — отметил режиссёр. — Всё меньше идей, всё меньше того, что трогает сердце, всё больше того, что должно шокировать, но не волнует, и это очень серьёзный вызов для серьёзного кино». Председатель жюри фестиваля Жан-Жак Анно вспомнил, как в первый его приезд в Москву с ним захотела увидеться сама вдова Эйзенштейна. Как оказалось, Анно пил чай из чашки великого режиссёра и сидел в его кресле.

У всех остальных поклонников Эйзенштейна есть возможность познакомиться с оригинальной версией образа автора «Броненосца Потёмкина» в изложении Питера Гринуэйя. Его фильм о Сергее Эйзенштейне — первая часть дилогии. «Эйзенштейн в Гуанахуато» — это рассказ о поездке 33-летнего режиссёра в Мексику, где он пытается снять фильм и открывает свою гомосексуальность. В Мексике Эйзенштейн знакомится с различными тёмными обрядами и ищет новые основания для революционного искусства.

Гомосексуальный подтекст присутствует и в фильме АбеляФеррары «Пазолини». Но там это уже подробная история последних дней жизни знаменитого итальянского режиссёра-коммуниста. И его диалоги со смертью…

Отличительной чертой фестивалей, подобных московскому, является тяготение к притчевости. В этом особенно преуспевают восточные мастера. Можно отметить фильм «Будь паинькой» японского режиссёра Мипо О. Лента о школе и конфликте молодого новатора с консерваторами. Молодой ссорится с родителями своих учеников, борясь с насилием в семьях, от которого страдают безвинные дети. Это не просто критика — это настоящая большая притча о зле, которое не дремлет.

Кипят страсти в иранском фильме «Море и летающая рыба» Мехрдада Гафарзаде. Действие происходит в колонии для подростков. Один из них — талантливый мечтатель, он всё время рисует. Тихо живёт в колонии, но однажды его благополучию приходит конец. Герой узнаёт, что его бессердечный отец продал его сестру за долги. Он решает бежать и спасать девушку…

Социальная тема ярко высвечена в фильме «Шлагбаум» казахского режиссёра Жасулана Пошанова. Сюжет оригинальный. Два молодых парня живут по-разному. Один — «блатной» студент, который ездит на дорогой иномарке, подаренной ему отцом. Второй — бедный провинциал. Оказывается, между ними есть преграда, которую трудно пересечь, некий шлагбаум. Это, надо полагать, плохо.

На кинофестивале есть, как видим, что посмотреть, над чем поразмыслить, над чем, может быть, и всплакнуть в уголке тёмного кинозала.