Завершился IX Международный кинофестиваль «Зеркало»

| статьи | печать

В Ивановской области закончился авторитетный кинофестиваль, на который стараются привозить ленты, содержащие некий смысл и претендующие на наличие художественных достоинств, а не только на успех в прокате. Программа этого года была интересной.

Главный приз присуждён фильму «Райский уголок» китайского режиссёра Чжан Мяояня. Приз за режиссуру — сербскому фильму «Ничей ребёнок» Вука Ршумовича. Приз жюри «за сценарий и его оригинальное воплощение» и зрительский приз получил «Суд» индийского режиссёра Чайтаньи Тамхане.

Китайцы в последнее время снимают не только зрелищные ленты про летающих каратистов, но и интересное кино. Вот и на этот раз показали чёрно-белый «Райский уголок». Это нечастый случай, когда эстетское кино увлекает зрителя не хуже боевика. Сюжет прост, базируется на вечной со времён древних греков основе — на путешествии. Это то, что сейчас принято называть road movie, о чём говорилось ранее как об одиссее.

Тринадцатилетний мальчишка бежит из дома от «пофигистичного» деда — курильщика опиума. Он ищет мать, которая куда-то давно пропала. Она прислала ребёнку письмо, но он не может его прочитать.

Начинаются приключения. Сначала — рабство. Весь день маленького путешественника заставляют что-то очень вонючее мешать в огромных котлах. Побег. Приход в шайку малолетних воришек, учёба красть. Нашему герою всё это надоедает, и он решает вернуться домой.

Но это не то возвращение, которое часто описывалось в старых английских романах, когда измученный герой приходит ночью в дождь домой, добрые тёти дают ему чистую и тёплую одежду, кормят холодной говядиной и укладывают спать на белоснежной перине. Это Китай, весьма понятный нам — дома наш герой обнаруживает, что теперь куда-то пропала уже его малолетняя сестрёнка, а так всё по-прежнему — жить не очень хочется.

Мальчишка снова отправляется в путь. Снова движение, в котором не находится смысла. Мальчик падает без чувств от усталости — как, наверное, иногда хочется упасть и забыться миллионам, к примеру, замученных непосильными долгами и осознанием безысходного будущего россиян.

В общем, кино получилось.

«Ничей ребёнок» основан на реальном случае времён балканской войны. В 1988-м в горах Боснии находят мальчишку, живущего с волками. В белградском детском доме его тщетно пытаются социализовать. Что-то начинает получаться только тогда, когда боснийский мальчик подружится с другим мальчишкой. Наконец он признаётся годным к возвращению на родину. Как раз вовремя — в Боснии начинается война...

«Суд», как написал «Коммерсант», «это индийское кино про нас». На самом деле, индусы взяли за основу массу американских фильмов про певцов протеста. У них главный герой — седой как бы фолк-певец. Он беспрерывно поёт в трущобах Мумбая (там в жизни ещё противнее, чем в кино). Тексты примерно такие: «Город вокруг нас — ржавые расистские джунгли, они превращают человека в дворнягу». Дальше начинается чистое кино — полиция зачем-то забирает старика прямо со сцены, и ему инкриминируют статью «подстрекательство к самоубийству», по которой он может заработать десяточку. Появляется молодой интеллектуал-адвокат, который убеждает суд, что обвинение абсурдно... Если это кино и про нас, то скорее в части восприятия реальности и кино (или книг, музыки, прочего выдуманного), в умении возвести твёрдую стенку между искусством и жизнью, чтобы в быту не заморачиваться наивными вопросами. Вот ведь привыкший жить на откаты чиновник никогда не думает, что это жульничество — это реальность, а глядя кино, он готов и всплакнуть, наблюдая несправедливость.

Надо отметить, что на ивановском фестивале была представлена программа российского видеоарта — её курировал Московский музей современного искусства. Прошла ретроспектива Фассбиндера, приуроченная к его 70-летию, были другие сопутствующие события.

Главным зрелищем фестиваля стала торжественная передача режиссёром Александром Сокуровым музею рубашки Андрея Тарковского , которую после его смерти получил от его вдовы Ларисы Тарковской.