Наш ответ МВФ, или Как страны БРИКС создают свою финансовую инфраструктуру

| статьи | печать

Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка сделали еще ряд шагов по тернистому пути формирования своей финансовой инфраструктуры в рамках подготовки и проведения саммита БРИКС в Уфе. Участники союза быстроразвивающихся государств надеются, что к работе новых финансовых институтов присоединятся и другие страны с развивающимися рынками.

За два дня до начала саммита в столице Башкирии центральные банки Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР подписали в Москве Операционное соглашение, регламентирующее условия взаимной поддержки стран-участниц в рамках Соглашения о Пуле условных валютных резервов стран БРИКС. В документе детализированы процедуры, которые выполняются центральными банками стран БРИКС в рамках Пула, а также определены их права и обязательства.

Основная цель работы Пула, соглашение о котором подписано год назад на бразильском саммите, заключается во взаимном предоставлении центральными банками стран — членов БРИКС денежных средств в долларах США в случае возникновения проблем с долларовой ликвидностью.

Общий объем Пула установлен в размере 100 млрд долл., при этом принятые странами обязательства составляют: для Китая — 41 млрд долл., Бразилии, Индии и России — по 18 млрд долл., ЮАР — 5 млрд долл.

Валютные резервы предполагается использовать в качестве механизма поддержки в случае краткосрочного давления на платежный баланс, а также превентивной меры в случае проблем платежных балансов. Каждая из стран-участниц получает право обратиться за помощью, сумма которой будет определяться специальными коэффициентами. Для России данный финансовый институт имеет большое значение в условиях санкций и ограничения доступа к финансовым рынкам западных государств.

В тот же день, 7 июля, в столице состоялось первое заседание Совета управляющих Нового банка развития БРИКС. Президентом банка выбран индиец Кундапур Ваман Каматх; глава российского Минфина Антон Силуанов возглавил Совет управляющих нового института развития.

Учредители НБР ставят перед собой две главные задачи. Первая — финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов.

Вторая — финансирование крупных проектов в области устойчивого развития, таких как, например, «зеленая экономика». Обе задачи связаны с ситуациями, в которых частный капитал обычно проявляет сдержанность в инвестировании больших средств, опасаясь низкой рентабельности и слишком продолжительного времени возврата вложенного капитала.

Новый банк развития может начать кредитование уже в апреле следующего года. Об этом на форуме в Уфе сообщил президент банка Кундапур Ваман Каматх. «Первые кредиты будут выданы в апреле следующего года», — заявил он.

Еще одним, на данный момент самым крупным финансовым институтом развития стран из группы государств с развивающимся рынком, стал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Его капитализация предполагается в размере 100 млрд долл., а число участников гораздо шире состава государств БРИКС.

Финансисты стран, входящих в БРИКС, надеются, что создание Пула условных валютных резервов, Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций послужит стимулом для более активного реформирования МВФ. Оно пока «буксует» из-за позиции ряда западных стран, в частности США. Причем в условиях геополитического кризиса вряд ли стоит ждать быстрого продвижения на пути реформирования МВФ.

Размер ресурсов создаваемых быстроразвивающимися странами финансовых институтов пока на порядок меньше, чем суммы, которыми располагают МВФ и Всемирный банк. Но это лишь первые серьезные шаги, которые, что особенно важно, объективно отражают изменения в структуре глобального ВВП.