1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 654

«Московский стандарт поликлиники» активно распространяется

Московская поликлиника № 64 первой испытала на себе реализацию городской программы «Московский стандарт поликлиники». Пользователям медицинских услуг в формате поликлинического обслуживания ещё в марте месяце предложили обсудить возможные изменения в работе медучреждений, к которым они прикреплены. Цель проекта — увеличение доступности медпомощи, сокращение очередей, улучшение качества работы поликлиник. Большое количество москвичей поучаствовали в обсуждении работы поликлиник, выдвинув свои предложения. Организаторы собрали предложения москвичей по семи направлениям: повышение доступности записи к врачам, снижение необходимости посещения поликлиник, снижение очередей, повышение комфортности поликлиник, оценка качества обслуживания, дополнительная информация о поликлиниках, транспортная доступность поликлиник.

В число экспертов, участвовавших в отборе предложений, вошли представители департамента здравоохранения, главные врачи ведущих московских учреждений здравоохранения, руководители организаций, ориентированных на массовое качественное обслуживание клиентов. До запуска самого краудсорсинг-проекта проводилось электронное голосование в системе «Активный гражданин». Голосовавшие отмечали, актуален ли проект и готовы ли они участвовать в нём. В голосовании приняли участие 156 500 человек. В результате изучения полученных предложений были выбраны основные моменты, требующие скорейшей реструктуризации.

«Изменение работы медицинских учреждений — это вопрос, который волнует сегодня всех москвичей, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. — Практически каждый горожанин имеет свой опыт общения с поликлиникой, хороший или плохой. Таким образом, „Московский стандарт поликлиники“ стал одним из крупнейших краудсорсинг-проектов не только в России, но и в мире».

Важнейшей задачей признано улучшение доступности записи на приём и сокращение очередей. Главврач поликлиники № 64 Инга Кокорева сообщила, что среди основных нововведений программы самым эффективным стало создание выездных бригад терапевтов по обслуживанию вызовов на дом. Помимо этого произошла реорганизация регистратуры в виде перевода приёма пациентов на средний медперсонал. В основном это касается выписки медицинских документов и процедур, не требующих участия врача. В данный момент программа отработана в поликлиниках № 64, 134 и консультативно-диагностическом центре № 2.

Стоит отметить, что с начала этого года поликлиники Москвы перевели на подушевое финансирование. Это означает, что за каждого прикреплённого человека, вне зависимости от частоты посещения врача, учреждение в год получает фиксированную сумму. Примечательно: за женщин — примерно в два раза больше, чем за мужчин. За каждую пациентку старше 65 лет учреждение получит 6500 руб. в год, за мужчину того же возраста — 3900 руб. В возрастной группе 55-летних за женщин дают 6100 руб., а за мужчин — 2800 руб. Даже юный возраст пациентки гарантирует, что поликлиника получит за неё 3800 руб. — против 2400 руб. Для детских поликлиник другие расценки: за одного прикреплённого младенца учреждение получает примерно 21 000 руб., за детей с одного года до 18 лет сумма составляет около 9000 руб. за пациента. За мальчиков платят примерно на 200 руб. дороже, чем за девочек. По задумке чиновников, подушевое финансирование и возможность свободно менять поликлинику должны были повысить качество услуг.

«Когда раньше платили по числу оказанных услуг, нередко многие услуги учреждения предлагали пациентам только на бумаге, — говорит замруководителя столичного департамента здравоохранения Алексей Погонин. — Программу „Московский стандарт поликлиники“ мы придумали вместе с москвичами и внедрили пока в трех амбулаторно-поликлинических центрах. Сейчас мы оценили все риски, возникшие во время реализации программы, все проблемы: оснащённость, обеспеченность кадрами. И в самое ближайшее время эти наблюдения получат экспертную оценку для систематизации дальнейших согласованных действий.
«Логично делать тарифы разными, исходя из того, как болеют различные группы пациентов, — комментирует директор Центра социальной экономики, член общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов. — Однако утверждать, что у мужчин в целом здоровье намного лучше, было бы неправильно. Они просто меньше посещают поликлиники. Сегодня сверхсмертность в трудоспособном возрасте как раз у мужчин 45—60 лет. Значит, есть недоработки в плане профилактики, которые должны исправлять поликлиники. До 27 лет мужчин „ведут“ военкоматы, и они регулярно проходят осмотры. С 35 лет начинают проявляться всевозможные хронические заболевания. Поэтому с 35 лет должна быть ежегодная диспансеризация мужчин. Но сейчас поликлиникам выгоднее лечить женщин. Основной риск такой: допустим, придёт мужчина с серьёзным заболеванием, ему окажут очень большой объём медицинской помощи, а поликлиника получит минимальную сумму за его лечение. Мы делаем не очень выгодным для поликлиники лечение тяжелобольных мужчин».
Что касается повышения качества услуг, то, по словам эксперта, отныне поликлиника будет оплачивать лечение пациентов в стационарах в том случае, если своевременно не направила его на обследование или лечение в медучреждение более высокого уровня. Если в результате ошибки медиков пациенту приходится дольше лежать в больнице, поликлиника заплатит штраф в размере 12 000 руб. И страховая возьмёт с неё 70% от счёта за лечение.
В фонде ОМС заявляют, что, помимо тарифов, есть ряд механизмов, которые экономически стимулируют поликлиники. В частности, это премии в конце года за хорошие показатели (по количеству баллов). Это возможно, если у московского фонда остаётся неизрасходованный запас средств. Тарифное соглашение устанавливает правила начисления баллов. Например, если более 56% случаев социально значимых болезней (диабет, рак, болезни, связанные с повышенным давлением) выявлены на ранних стадиях, учреждение получает 35 баллов. Баллы дают и в том случае, если от пациентов поступило мало обоснованных жалоб, если число нарушений, выявленных страховыми компаниями, было минимальным. Лишить поликлинику премии могут за нецелевое расходование средств.