Доктора объясняют высокую смертность от рака алкоголизмом

| статьи | печать

Почти каждый пятый из умерших в России онкологических больных кончает жизнь самоубийством. Министр здравоохранения Вероника Скворцова уверяет, что нынче есть возможность всем нуждающимся выписывать обезболивающие препараты.

Ежегодно в мире от злокачественных опухолей умирает 7 млн человек, из них более 0,3 млн — в России.

Считается, что около 40% больных с промежуточными стадиями процесса и 60—87% с генерализацией заболевания страдают от болевого синдрома различной выраженности. У значительной части этих пациентов болевой синдром отчётливо проявляется лишь на поздних стадиях заболевания, когда специфическое лечение невозможно. Несмотря на однозначный прогноз, больной нуждается в адекватном обезболивании с целью предотвращения действия боли на физическое, психическое и моральное состояние пациента и как можно более долгого сохранения его социальной активности.

Боль у онкологического больного может быть обусловлена непосредственным распространением опухоли (75% случаев), противоопухолевым лечением (20% случаев), в остальных случаях она вообще не связана с опухолевым процессом или противоопухолевым лечением. К настоящему времени достигнут значительный прогресс в обезболивании онкологических больных.

«Никто не мешает, не препятствует выписке всех необходимых препаратов, обезболивающих в том числе, сильных обезболивающих, наркотических, мы, наоборот, дали такую возможность каждому лечащему врачу, — говорит глава Минздрава России В. Скворцова. — Сейчас все формальные препятствия устранены». В. Скворцова также приводит статистику, согласно которой количество суицидов в России на почве непереносимости боли из-за отсутствия действенных препаратов составляет 18,2 на 100 000 человек в 2014 г. По её словам, средний показатель по миру составляет 16 человек, а критическим ВОЗ считает 20 случаев на 100 000 населения. По данным министра, в России следует работать над дальнейшим снижением количества суицидов.

По данным Минздрава, на некоторых территориях, таких как Уральский и Приволжский федеральные округа и «определённые сибирские территории», частота суицидов превышает критический уровень. Зачастую это объясняется высоким процентом злоупотребления алкоголем или наркотиками.

С этим согласен и главный онколог РФ, академик РАН и РАМН, директор Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина Михаил Иванович Давыдов. Он также склонен винить в высоких процентах смертности высокий алкоголизм населения. А перспективу победы над раком видит в коренном изменении условий жизни.

«В нашей стране ежегодно раком заболевают около 500 000 человек, и примерно 300 000 от него умирают, — рассказал „ЭЖ“ М. Давыдов. — Это очень большие, устрашающие цифры. Они требуют внимания и новых организационных мер, связанных с изменением оказания помощи больным этим заболеванием. Это очень сложный раздел, требующий особых форм организации лечения. Своеобразное государство в государстве, в котором должны быть чётко структурированы все этапы оказания помощи, требующие безупречного профессионального исполнения. Нельзя сказать, что сегодня ничего не делается. Проводится большая работа, направленная на улучшение ситуации по онкологии в стране, с участием правительства, Минздрава, других властных структур. Реализуются программы по онкологии различной направленности. И существенное улучшение ситуации ожидаем в течение ближайших трёх-четырёх месяцев. Но в целом, окончательная победа над этой беспощадной болезнью может случиться только тогда, когда изменится отношение к важности этой проблемы человечества.

Нужно понимать, что чем дольше человек живёт, тем больше у него шансов заболеть онкологией. Стрессы — самый действенный пусковой механизм этой болезни. Это ещё Павлов доказал в своих опытах на собаках. Человек же, являясь социальным продуктом, способен накапливать негативный потенциал. Отсюда исходят многие из причин болезни. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и тотальное нежелание вовремя проходить определённые обследования. В начальной стадии многие виды рака полностью излечимы. Нужно только ориентироваться на правильный алгоритм с посещением онколога. У женщин — маммолога и гинеколога (после 40 лет). У мужчин (с 50 лет) — контроль состояния предстательной железы. Для курящих мужчин контролировать состояние лёгких и желудка — те мишени, которые наиболее часто поражаются. В этом суть раннего подхода к выявлению онкологических заболеваний. И ориентироваться надо, конечно, не на симптомы, потому что они разнообразны, их большое количество, а на результаты анализов.

Лечение сегодня предоставляет достаточно широкий выбор. И такие привычные методики, как „химия“ или „лучевая“, существенно расширены. Химиотерапия — довольно узкий раздел лекарственного лечения злокачественных опухолей сегодня. Помимо химиотпрепаратов, которые могут вводиться как в виде растворов, так и таблетками, существует много лекарств: противоопухолевые вакцины, антибиотики, моноклональные антитела. Поэтому правильнее говорить о лекарственной противоопухолевой терапии. Современные препараты низкотоксичны, редко вызывают тошноту при правильной поддержке и сопровождении. И в тех случаях, когда наблюдается выпадение волос у человека, в ближайшей перспективе волосы растут ещё лучше».

Есть свидетельства, что появился первый в стране биологический препарат нового поколения, который лечит рак кишечника, лёгкого, яичников, почки и молочной железы. Его полностью разработали и произвели в городе на Неве. Испытания нового лекарства проводились в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина, НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. И.П. Павлова. Они показали полное соответствия аналога оригиналу по ключевым показателям эффективности и безопасности.

Это лекарство — аналог одного из самых дорогостоящих препаратов, закупаемых государством по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами, бевацизумаба. Долгое время его единственным поставщиком является известная швейцарская компания. Этот препарат способен бороться с раковыми опухолями почек, кишечника, лёгких и даже молочных желёз. Бевацизумаб представляет собой рекомбинантные гиперхимерные (гуманизированные, приближенные к человеческим) моноклональные IgG1 антитела, селективно связывающие и ингибирующие биологическую активность фактора роста эндотелия сосудов (VEGF) in vitro и in vivo. Получают по технологии рекомбинантной ДНК в системе для экспрессии, представленной клетками яичников китайского хомячка. Состоит он из тяжёлой и легкой цепей (214 аминокислот), молекулярный вес около 149 000 Da. Фармакологическое действие бевацизумаба выражено в его селективном связывании с биологически активным фактором роста эндотелия сосудов для последующей нейтрализации. Ингибирует его связывание с рецепторами на поверхности эндотелиальных клеток, что приводит к снижению васкуляризации опухоли и угнетению её роста. Препарат подавляет метастатическое прогрессирование заболевания и снижает микрососудистую проницаемость при различных опухолях человека, включая рак ободочной кишки, молочной, поджелудочной и предстательной желёз. На сегодняшний день метастатический рак кишечника, лёгкого, молочной железы — самые распространённые онкологические заболевания в России и мире. До сих пор смертность достигает почти 25%, а на первом году с момента постановки диагноза число летальных исходов среди россиян более 50%.

Новое лекарство будет выпускаться в виде инъекций. Его использование позволит пресекать рост раковой опухоли, хотя полностью уничтожить её с помощью этого медикамента, к сожалению, нельзя. Применяемое одновременно с химиотерапией, новое средство поможет сдерживать развитие заболевания на несколько месяцев или лет.

К сведениию

Нашумевшая в середине апреля история, связанная с проблемой получения морфина для заболевшей раком 16-летней девушки из Дагестана Аминат Хайзиевой, окончилась печально. В ночь на 18 апреля она умерла.

Аминат приехала с мамой в Москву в онкоцентр. По результатам биопсии врачи определили, что с лечением затеваться уже поздно. Девочка с мамой остались жить на съёмной квартире, где у неё вскоре начались сильные боли. Аминат поставили на учёт в поликлинике и предложили лечь в больницу. Мама не сразу приняла решение о госпитализации, но когда боли стали нестерпимыми, согласилась. Девочку доставили в Морозовскую больницу. В качестве обезболивающего врачи смогли предоставить только препарат трамал, который боли не снизил. В Московской детской поликлинике № 15 пообещали помочь с рецептом на формин, но ждали решения детского окружного онколога САО и ответа от дирекции округа. Звонили на горячую линию Роспотребнадзора. Там собрали всю информацию, пообещали оформить заявку и направить её в Департамент здравоохранения Москвы. Из Депздрава перезвонили и пообещали помочь. В итоге закончился рабочий день, и Аминат осталась без морфина. Обезболивающее удалось достать только поздно вечером в среду. С момента обращения в поликлинику прошло три дня. С момента начала болей пять. Препарат получили. Последние дни жизни девочка провела с меньшими мучениями.