Психбольницы ставят под общественный контроль

| статьи | печать

Минздрав разработал и представил в Общественной палате РФ проект закона об общественном контроле за психиатрическими учреждениями. В нём содержится механизм формирования комиссий, сформулированы их основные полномочия. Комиссии предполагается создавать при региональных общественных палатах с участием представителей власти и членов НКО.

На рассмотрении проекта закона в Общественной палате РФ представители Минздрава сделали акцент на экономическом кризисе: по их словам, денег на создание новой службы в условиях дефицита бюджета могут не дать. В Общественной палате саму идею поддержали, но посоветовали Минздраву доработать документ.

До рассмотрения документа Минздрава Общественной палатой с ним ознакомились в Совете Федерации. В целом идею защиты прав психически больных сенаторы поддержали. Однако обратили внимание на то, что в законе о психиатрии не определена ведомственная принадлежность создаваемой сегодня службы защиты прав граждан с психическими расстройствами. «Представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в данные положения, поскольку государственная политика в данной области уже сформирована», — отметили сенаторы в своём аналитическом заключении.

Сейчас ОНК, утверждаемые Общественной палатой РФ, с входящими в них правозащитниками, общественными деятелями, священнослужителями действуют в большинстве регионов. Члены ОНК имеют право посещать колонии, СИЗО и изоляторы временного содержания, принимать жалобы и обращаться в правоохранительные органы. Согласно новому законопроекту наблюдательные комиссии за психиатрическими учреждениями будут созданы при общественных палатах всех регионов. Психиатрические больницы и стационары являются закрытыми учреждениями. Именно поэтому Минздрав предлагает пустить туда правозащитников. Члены комиссий будут рассматривать обращения пациентов, решать возникающие проблемы с медиками, при необходимости направлять жалобы в прокуратуру, суд, местным или федеральными депутатам. В их полномочия войдёт и подготовка предложений по совершенствованию региональных нормативных актов. Минздрав предлагает переформулировать ст. 38 закона о психиатрической помощи в РФ, прописав в ней задачи службы по защите прав больных.

«Мы сделали законопроект на базе закона об общественном контроле за местами принудительного содержания», — объяснила помощник главы Минздрава Татьяна Клименко.

Главный психиатр России, директор Института судебной и социальной психиатрии им. Сербского Зураб Кекелидзе усомнился в целесообразности инициативы Минздрава. Основной аргумент — недостаточная профпригодность потенциальных контролёров. «Кто эти люди, которые будут проверять, правильно ли я работаю? — говорит З. Кекелидзе. — Они должны знать хоть какие-то вещи в психиатрии. Мы готовы обучить этих людей, чтобы они знали, что такое психиатрия. Но сначала нужно обучить».

В Минздраве в ответ на возмущение главного психиатра сразу же пообещали вычеркнуть из проекта нового закона слово «проверять», оставив только слова о «защите прав пациентов». Но суть закона от вычёркивания одного слова, конечно, не меняется — члены общественных комиссий будут собирать в психбольницах жалобы пациентов и направлять по ним заявления в прокуратуру, суд и так далее.

В проекте закона отдельно оговаривается, что объектом разбирательства не может быть назначенное врачом лечение, оно по решению членов общественных комиссий, даже с участием экспертов-психиатров, не может быть отменено или изменено. Хотя именно вопросам неправомерного, с точки зрения пациентов, назначения лекарственных препаратов посвящена сегодня большая часть жалоб: за неимением службы эти жалобы больные направляют во все органы государственной власти.

Против инициативы выступила член комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Елена Тополева-Солдунова, которая высказала ряд своих претензий к законопроекту. «Эту систему должен кто-то координировать, — заявила чиновница. — И это лукавство, когда мы говорим, что если всё возложить на Общественную палату, то денег из бюджета не потребуется».

В свою очередь, директор Института прав человека Валентин Гефтер предложил обеспечить членов наблюдательных комиссий профессиональным сопровождением психиатров-консультантов. В. Гефтер считает, что психиатры зря боятся нового закона. Когда-то появления общественных проверяющих комиссий точно так же боялись в местах лишения свободы, тем не менее общественные комиссии были созданы.

«Надо прописать в законе, что в комиссию не может войти чиновник, — говорит В. Гефтер. — Пусть в комиссии будут священники, правозащитники, просто неравнодушные граждане».

На создании общественного контроля настаивают не только правозащитники, но и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Помимо проекта Минздрава аналогичный документ разработали российские правозащитники. В нём содержится существенное отличие от минздравовского. В представленном Общественной палате проекте Минздрава предполагается, что ездить с инспекциями по психиатрическим больницам будут представители власти и члены НКО, пусть даже и прошедшие специальную подготовку. В альтернативном проекте правозащитников представители власти к подобным проверкам вообще не будут допущены.