«Двое на качелях» в «Современнике» теперь Чулпан Хаматова и Кирилл Сафронов

| статьи | печать

На основной сцене театра «Современник» 23 января состоится премьера спектакля «Двое на качелях» в постановке художественного руководителя театра Галины Волчек с Чулпан Хаматовой и Кириллом Сафоновым. Главные герои пьесы — успешный адвокат Джерри и танцовщица Гитель. Джерри находится в бракоразводном процессе и приехал в Нью-Йорк из Небраски по делам. Гитель бедна и постоянно недомогает. Они познакомились на вечеринке, после чего решили остаться вместе. Их жизни пусты, им не хватает человеческого тепла, и для каждого эта встреча стала поворотным моментом в жизни. Драматург размышляет над тем, может ли у столь разных людей сложиться общая судьба.

Популярнейшая пьеса Уильямса Гибсона 53 года назад стала режиссёрским дебютом Галины Волчек в «Современнике». Постановка оказался столь удачной, что не сходила со сцены «Современника» почти 40 лет, став одной из наиболее востребованных за всю его историю. Первой парой на качелях стали блистательные Татьяна Лаврова и Михаил Козаков. «Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой в первую очередь потому, что она сыграла здесь одну из лучших своих ролей в этой пьесе.

«Лаврова играла искусно, тонко и глубоко, — писал о роли актрисы в спектакле историк театра Виталий Вульф. — Она давала ощущение „первооткрывателя“. У её героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать всё, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: „Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя“». Существует легенда, что репетируя с Лавровой роль, требовательная Волчек даже связывала актрисе руки ремнём — чтобы та прочувствовала природу язвенной боли…

Видеосъёмки того спектакля не сохранились — только небольшая пачка чёрно-белых фотографий. Сегодня Галина Борисовна объясняет своё «возвращение» к собственной постановке тем, что решила рассказать известную история любви уже в современном видении.

«Я, может, потому и работаю до сих пор, что не захотела возвращаться и повторять в точности тот спектакль, — рассказала накануне премьеры в интервью «МК» Галина Волчек. — Я вообще не оглядываюсь на тот спектакль, но другое дело, что я его посвящаю молодому „Современнику“ и своему дебюту. Но не возвращаюсь туда. В Чулпан совершенно другая индивидуальность, и её слабости другие, чем у Тани. Когда я предложила ей грим и причёску — она спорила, а за брови чуть ли не ненавидела меня. А я знаю, в ней есть талант к чаплиниаде, чего не было в Тане. Она сразу схватила образ, поняла его по-своему. Герои спектакля вновь и вновь выматывают друг друга. Суть этих выматываний останется навеки, только может быть выражена в разных формах — бывает, что с ножом, а бывает по Интернету. Вот кто знал, что Интернет заменит всё на свете, что люди перестанут писать письма друг другу. У меня, например, рука не поднимается печатать личные письма. Отношения со временем претерпевают изменения, но суть их всё равно не меняется — люди ревнуют, любят».

Чулпан Хаматова убеждена, что в современном мире вполне могут найти место отношения «такой высоты». «Есть высшая тема, которая нужна и мужчинам, и женщинам одинаково, – говорит актриса. — И эту роль я посвящаю первому директору фонда „Подари жизнь“ Гале Чаликовой. Это совершенно невероятная женщина, которая три года назад умерла от рака. И Галя была именно таким человеком, как Гитель, — в любой темноте видела свет, когда его не видел никто. Для меня это спектакль-посвящение. Таких, как Галя Чаликова (или Гитель), Бог посылает на землю раз в тысячу лет».

Несмотря на то что партнёр Чулпан Хаматовой по спектаклю на сегодняшний день является одним из самых востребованных сериальных артистов, в театре он далеко не новичок. Окончив в 1997 г. актёрско-режиссёрский факультет, мастерской А. А. Гончарова РАТИ (ГИТИС), поступил на службу в Театр имени Вл. Маяковского. В «Маяковке» он успел отметиться в «Детях Ванюшина», «Собачьем вальсе». В Театре имени К. С. Станиславского в группе режиссёра В. В. Мирзоева Кирилл Сафонов сыграл в «Двенадцатой ночи» и «Укрощении строптивой». Вскоре после этого, в 1999 г., Кирилл был приглашён в израильский театр «Гешер», где сыграл Левия Матвея в «Мастере и Маргарите» Булгакова, Тито Нане в спектакле «Кьоджинские перепалки».

Премьера состоится на основной сцене театра «Современник» 23, 26, 27 января 2015 г. В феврале его покажут 1, 2, 15, 16. Стоимость билетов — от 3000 до 11 000 руб.