Цены на лекарства планируют регулировать силами государства

| статьи | печать

О том, что ситуация на лекарственном рынке «достаточно тревожная», председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в очередной раз напомнил на совещании, прошедшем в подмосковных «Горках». Он отметил, что в последнее время подорожали не только импортные, но и отечественные лекарства, и поручил Минздраву наладить жёсткий контроль за ценами на лекарства.

«Этим вопросом нужно заниматься предметно и системно, чтобы не допустить резкого роста цен», — заявил премьер. Он пообещал, что правительство будет заключать долгосрочные контракты с теми производителями, которые «заморозят» стоимость препаратов.

«Запаса жизненно важных лекарств в России хватит на ближайшие девять месяцев, и список будет расширен, — сообщила вице-премьер Ольга Голодец. — Подготовлен расширенный перечень жизненно важных препаратов, на которые цены будут регулироваться государством, и в ближайшие дни мы внесём его на утверждение в правительство».

По её словам, рост цен на жизненно важные препараты с начала года оказался меньше инфляции и составил 4%. О. Голодец также подтвердила, что правительство готово перейти на долгосрочные — трехлетние — контракты на приобретение лекарственных средств у тех производителей, которые будут фиксировать и ограничивать цены.

Глава Минздрава Вероника Скворцова отметила, что рост цен по разным группам препаратов отличается. Наиболее высокий рост — чуть более 4% — зафиксирован по препаратам госпитального сегмента, но это произошло в основном из-за того, что некоторые стационары закупают препараты, не входящие в перечень жизненно важных. «За этим мы тоже сейчас следим, — сказала В. Скворцова. — С лекарствами из перечня жизненно важных проблем нет. Мы держим цены. У нас прирост цен к 1 января 2014 г. составил 0,3%».

По словам министра, рост цен по разным группам препаратов отличается. Пересмотрен перечень жизненно необходимых лекарств, по которым государство контролирует цены. Введены дополнительные меры по корректировке уровня цен на лекарства в нижнем стоимостном сегменте, где присутствует наибольший риск роста цен. Впервые в этом году введён перечень не только жизненно необходимых лекарств, но и медицинских изделий. «Сейчас мы работаем над тем, чтобы и на эти изделия государством регистрировались цены», — сказала министр.

В. Скворцова заявила, что уровень цен на лекарства держится правительством под постоянным контролем. «Система мониторинга работает сейчас еженедельно. Я еженедельно получаю отчёты о стоимости лекарств в розничном и оптовом сегменте. Мы постараемся сделать так, чтобы цены на основные компоненты, необходимые для лечения, держать под контролем», — заявила глава Минздрава.

70% лекарств на нашем рынке — импортные. Но и остальные назвать российскими можно с очень большой натяжкой: и субстанции для их приготовления, и даже упаковки привозятся из-за рубежа.

Западные фармкомпании оказались сегодня в непростой ситуации. Многие из них вложили миллионы долларов в локальные заводы на территории России. Однако они не думают сворачивать деятельность из-за финансовых сложностей. Вот типичные комментарии представителей крупнейших фармкомпаний: «Мы работаем на рынках всех стран мира, видели множество потрясений. В Южной Америке, например, то дефолты, то революции, то наводнения... То, что происходит в России — не самое страшное»; «В России, к счастью для пациентов, есть список жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП), цены на которые регулируются государством. И мы не можем повышать цены в зависимости от того, как меняется курс доллара или евро».

В ЖНВЛП входят многие дорогостоящие противоопухолевые лекарства, а также лекарства для сердечников, диабетиков, астматиков. Сегодня в нём 500 международных непатентованных наименований лекарств (то есть химических формул). Это около 2000 коммерческих брендов. Всего же в России зарегистрировано более 17 000 препаратов. Проект обновлённого списка составляет 602 наименования, хотя многие эксперты полагают, что в связи с новой экономической ситуацией он вряд ли будет утверждён.

15 000 лекарств продаются на свободном коммерческом рынке. Рост цен на них государство не ограничивает. Но сами производители и продавцы заинтересованы в том, чтобы цены оставались доступными — есть предел покупательской способности. Все они сейчас разрабатывают новые программы по предоставлению ощутимых скидок. Вопрос сохранения приемлемых цен для них — вопрос выживания на российском рынке. Однако возможности фармацевтов не безграничны.

Во многих странах подобная задача давно и успешно решена за счёт развития страховой медицины: лекарства по рецептам оплачиваются страховой компанией, а сам рецепт всегда является серьёзным финансовым документом. У нас сложилась странная ситуация: страховая медицина как бы есть, но за прописанные лекарства пациент должен платить из своих денег. О ненормальности такого положения дел говорится уже лет 20, но никак не проводится нужная реформа. Теперь за такую неповоротливость придётся расплачиваться — больным людям.

К счастью, уже прошли бюджетные закупки лекарств для стационаров и льготников на следующее полугодие. Российский фармбизнес заверяет, что думает о том, как минимизировать подъём цен в дальнейшем. В связи с этим отраслевики уже представили свои предложения властям. Во-первых, предлагают обнулить таможенные пошлины на ввоз субстанций (сегодня это 10%). Во-вторых, централизовать закупки: тогда объём опта увеличится, и компании-производители смогут сэкономить. В-третьих, ввести долгосрочные контракты на поставку лекарств на 1—3 года.

Кроме того, отечественный фармбизнес предлагает перейти на российскую упаковку лекарств. Сейчас все российские препараты не только делаются из импортного сырья, но и имеют иностранную обёртку. С другой стороны, некоторые эксперты обращают внимание на то, что надо осторожно стимулировать производство российской упаковки. Во-первых, ни в коем случае не стоит снижать требования к её безопасности. Во-вторых, внимательно рассчитывать, чтобы в итоге она не оказалась намного дороже ввозимых аналогов.

Так или иначе, нынешняя финансовая ситуация заставляет взяться, наконец, за решение давних задач. То есть может оказаться и полезной. Если, конечно, нефть вдруг опять не взлетит в цене, и снова можно будет удобно расслабиться.