1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 625

Правительство изменит вектор развития торговли

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров на заседании Правительства РФ представил Стратегию развития торговли до 2020 г. Если предыдущий документ ставил во главу угла развитие сетевых магазинов, то сейчас Кабмин решил поддерживать форматы, которые ранее считались устаревшими, — розничные рынки и мобильную торговлю. Новая стратегия получила одобрение премьер-министра Дмитрия Медведева, и ее реализация может стартовать уже в этом году.

Напомним, что 31 марта 2011 г. Минпромторг утвердил Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2011—2015 гг. и период до 2020 г. В документе говорилось, что недостаточный уровень развития современных каналов торговли (гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры) приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемос­ти налогов.

«Несмотря на рост, доля продаж, проходящая через современные форматы торговли, в розничном обороте Российской Федерации мала по сравнению с развитыми странами. Например, для продуктовой розничной торговли доля продаж через современные форматы в 2008 г. составила 35%. Для сравнения: в Дании этот показатель составлял 83%, во Франции — 78%. Проникновение современных форматов в непродовольственной рознице в РФ также значительно отстает от развитых стран», — сетовали авторы документа. Для создания эффективной товаропроводящей системы чиновники работали над тем, чтобы довести долю современных форматов в торговле России до 50—55% к 2015 г. (ожидаемый конечный результат реализации Стратегии).

Задачу по развитию сетевых магазинов Кабинет министров выполнил — теперь они присутствуют во всех регионах страны и даже стали мешать развитию торговли в РФ в целом. «Однако есть целый ряд проб­лем, который мешает нашей стране достичь показателей стран-лидеров. Прежде всего это серьезные диспропорции в развитии форматов розничной торговли. Доля сетевых ретейлеров продолжает расти, вплотную приблизившись к четверти общего объема розничной торговли, а доля розничных рынков, доля ярмарок снижается. Дистанционные продажи, по оценкам экспертов, составляют не более 2,5% общего оборота», — заявил премьер-министр Д. Медведев, открывая заседание правительства. По его словам, необходимо сбалансировать развитие всех форматов торговли — тогда и состояние конкуренции должно улучшиться, и качество услуг, соответственно, тоже.

Мобильная торговля поддержит автопром

Глава Минпромторга подчерк­нул в своем докладе, что необходимость структурных изменений в товаропроводящей системе назрела из-за наметившейся тенденции снижения темпов ее роста. Если в 2011 г. объем розничной торговли вырос на 7,1%, то в 2013 г. — лишь на 3,9%, что обусловлено в первую очередь фундаментальными причинами — замедлением роста доходов граждан и склонностью населения к накоплению сбережений. Но немаловажную роль в этом, по мнению министра, сыграли и отраслевые факторы: наметился рост сетевой торговли, которая стала забирать себе долю оборота других торговых форматов, из-за чего те перестали развиваться.

«Для сбалансированного развития производства необходимы все форматы торговли, в первую очередь нестационарной мелкорозничной: ярмарки, сельскохозяйственные и оптовые продовольственные рынки. Это основная инфраструктура для сбыта продукции мелких и средних производителей, которые не имеют возможнос­ти поставлять крупным сетям большие партии товара, произведенного и упакованного по единым стандартам», — отметил Д. Мантуров. Особые надежды министерство возлагает на автолавки — ведомство разработало законопроект, который предусматривает выделение мобильной торговли в отдельную категорию с утверждением правительством упрощенного порядка ее регулирования.

По словам главы ведомства, развитие мобильной торговли создает дополнительный спрос на коммерческий транспорт и производство кузовов со специа­лизированным торговым оборудованием. Это стимулирует появление малых предприятий сервиса и сопутствующих услуг. По прогнозам, благодаря развитию автолавок дополнительные инвестиции в автопром к 2019 г. составят 33,6 млрд руб., в производство специального торгового оборудования — 24 млрд руб. При этом продажи грузовых автомобилей под магазины и кафе за это время составят 48 000 штук.

Рынки останутся на улице

На первом этапе реализации Стратегии до 2016 г. ее авторы планируют провести корректировку нормативной базы и регуляторных инструментов, касающихся всех форматов торговли. В частности, промышленно-торговое ведомство уже подготовило изменения в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», разрешающие субъектам РФ отодвинуть срок принудительного перевода сельхозрынков внутрь капитальных зданий до 1 января 2020 г. Согласованная версия законопроекта внесена на рассмот­рение в правительство.

Также завершается публичное обсуждение инициативы Минпромторга по изменениям в законе о торговле. Они нацелены на создание прозрачных и единообразных принципов регулирования сегмента нестационарной торговли (предлагается уточнить все процеду­ры — от формирования схем размещения торговых объектов до оформления и продления договорных отношений с хозяйствую­щими субъектами), а также внедрение нового принципа «если меняется место, то сохраняется бизнес». Концепция изменения поддержана основными предпринимательскими объединениями.

Чиновники считают, что недостаточное многообразие форматов препятствует созданию комфортной потребительской среды и негативно влияет на уровень конкуренции в сфере торговли. Если в крупных российских городах покупатель пользуется в среднем двумя-тремя торговыми форматами, то на Западе — пятью-шестью. К слову, новая Стратегия полностью устроила Федеральную антимонопольную службу. Глава ведомства Игорь Артемьев напомнил, что 70—80% малых предприятий работает в торговле, и выразил надежду, что с принятием нового документа уйдут в прошлое ситуации, когда большие торговые центры появляются на месте бывших ярмарок и продовольственных рынков.

Торговля является одним из ключевых секторов российской экономики и формирует около 16% ВВП, то есть больше, чем добывающие или обрабатывающие отрасли. Кроме того, в оптовой и розничной торговле в среднем задействовано почти 20% работающих граждан (12,5 млн человек) — больше, чем в любой другой отрасли. Между тем по уровню обеспеченности торговыми площадями Россия серьезно отстает от развитых стран. В среднем по РФ это 643 кв. м на 1000 человек, в то время как в Германии или во Франции — около 1500 кв. м. Даже Москва, превзошедшая установленный норматив и имею­щая развитую товаропроводящую сеть, имеет вдвое меньше торговых площадей, например, чем Берлин.