Санкции: выиграть нельзя проиграть

Чтобы не проиграть, нужна новая модель экономического роста
| статьи | печать

С начала «санкционной» войны аналитический центр газеты «Экономика и жизнь» провёл несколько опросов читателей. Результаты прогнозируемы, но одновременно и неожиданны. Большинство ответивших убеждены, что санкции пойдут России на пользу, хотя и вред нашей стране нанесут более ощутимый, чем Западу. Но это противоречие только кажущееся…

*****

Реакция официальных лиц на первый пакет антироссийских санкций весной этого года напоминала слова знаменитой песни из кинофильма «Бриллиантовая рука»: «А нам всё равно! Не боимся мы…».

Вскоре после введения санкций помощник Президента РФ Андрей Белоусов утверждал, что дополнительные антироссийские санкции не нанесут сильного ущерба отечественной экономике, ибо «они не понимают, что своими санкциями добились максимальной за последние 10—15 лет консолидации элит». По его мнению, сильный внешний негатив поможет справиться с проблемами российской экономики: «Мы совершенно спокойно можем ставить себе ориентир в районе 1,5—2% роста в 2014 г.» («Финмаркет», 9 апреля 2014 г.).

Информация к размышлению

По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, санкции таят скрытые возможности для развития экономики. Ущерб от санкций составляет около 5%, а все остальное — это внутренние структурные ограничения, перекосы развития экономики, которые сложились ещё в 20-м веке («Новые Известия», 22 сентября 2014 г.).

То есть 5% — факторы извне, а 95% — нерешённые проблемы из советского прошлого и лихих 90-х? Всего лишь год назад основные трудности российской экономики связывали с неблагоприятным внешним воздействием. Однако за четверть века новой российской истории страна не только прочно подсела на «нефтяную иглу».

Продолжая кивать на «перекосы и ограничения» давно минувших дней, тормозящие отечественную экономику, страна попутно вырастила 114 миллиардеров, 85 из которых проживают в Москве. Соотношение «5% к 95%» напоминает о высказывании брежневских времён: при Сталине срабатывал принцип персональной ответственности, а теперь — коллективной безответственности. Без комментариев …

В сентябрьском интервью вице-премьер Игорь Шувалов привёл в пример Китай, власти которого правильно использовали санкции, наложенные на страну после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., и сумели создать платформу для рывка вперед (http://www.vesti.ru/doc.html?id=1967018). Несомненный прогресс хотя бы на словах: ещё недавно — в нулевые — среди либералов-реформаторов господствовало убеждение, что Китай нам не пример.

В своих оценках ситуации высокопоставленные лица не одиноки: в целом данную точку зрения поддерживают многие коллеги-экономисты.

Опрос аналитического центра «ЭЖ» свидетельствует: приблизительно так видят ситуацию и читатели газеты (табл. 1).

Таблица 1. Согласны ли вы с утверждением, что санкции пойдут России на пользу, %

Да

61

Нет

31

Затрудняюсь ответить

6

Другое

2

Что санкции пойдут на пользу России, ответил 61%, и только менее трети так не считают. Радоваться, однако, рано. Фактически это значит, что народ иллюзий не питает и теряет веру в возможность эволюционного, целенаправленного развития государства и общества без внешнего воздействия: пока гром не грянет — мужик не перекрестится.

Но и сторонний толчок не обязательно приведёт к необходимым последствиям: в дееспособность элиты как общественного авангарда россияне, способные трезво судить о реальном положении отечественной экономики после «нефтедолларовых» 2000-х, также не верят.

И в то, что российская элита сильнее будет консолидироваться в общественных, а не корыстных интересах, верится с трудом. Противоположное «добровольности» по смыслу выражение «принуждение к модернизации» в ходу не случайно…

Два года назад, когда увеличение российского ВВП на 3—4% ещё не казалось чем-то выдающимся, Сергей Гуриев и Олег Цывинский, рассуждая о судьбах демократии в России, пришли к выводу, что экономический рост не всегда гарантирует становление демократии и защиту от диктатуры.

А экономический кризис вполне может стать толчком к назревшим демократическим преобразованиям («Почему должно быть „тем лучше — чем хуже“?» — см. здесь же). По логике авторитетных экономистов, чем ниже отскок — тем выше подскок, чем исходный экономический кризис глубже — тем экономический рост больше.

Иными словами, уже тогда власть и обслуживающие её «гуру» от экономики расписывались в собственной неспособности обосновать и запустить процесс давно назревших всесторонних преобразований в российском обществе.

Но если, как полагают авторы, с возникновением кризиса в экономике с высокой долей вероятности произойдут всесторонние демократические преобразования, то справедливо и обратное предположение: политический кризис, в частности внешний, также может благотворно сказаться на внутриэкономической ситуации в России. Вероятно, именно такую позицию отражают представленные выше результаты опроса.

В то же время читатели оценили практически поровну («да» — 48%, «нет» — 46%) адекватность действий правительства в зависимости от складывающейся обстановки в стране и мире (табл. 2).

Таблица 2. Считаете ли вы разрабатываемые меры и предпринимаемые действия российского правительства адекватными складывающейся ситуации, %

Да

48

Нет

46

Затрудняюсь ответить

4

Другое

2

*****

Запад ужесточает санкции. Власть предпринимает ответные меры и пытается ускорить экономику через крупные инфраструктурные проекты, импортозамещение, планирует повысить налоги, советует гражданам и бизнесу потуже затянуть пояса.

С одной стороны, правительство обоснованно прибегло к стандартному пакету мер. С другой, они эффективны в «штатно» функционирующей экономике. А российская экономика сегодня пребывает то ли в стагнации, то ли в стагфляции, то ли в рецессии… Мнения разделились.

Информация к размышлению

1. Экс-министр Алексей Кудрин: усиление санкций может спровоцировать в России рецессию и даже привести к сокращению ВВП на 3—4%. Так, отключение России от международной системы расчётов SWIFT приведёт к сокращению российского ВВП на 5% в течение года. Снижение потенциала роста на уровне 1% ВВП — это 700 млрд руб. (NEWSru.com/Экономика, 16 сентября 2014 г.).

2. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ожидает в российской экономике — вследствие ухудшения деловой активности и доступа к финансированию — стагнацию в текущем и рецессию в следующем году.

3. Европарламент призвал правительства стран ЕС исключить Россию из системы международных расчетов SWIFT, сотрудничества в ядерной сфере, отменить соглашения с Россией в энергетической отрасли, в том числе по газопроводу «Южный поток» («Коммерсант.ру», 18 сентября 2014 г.).

4. Руководство SWIFT: упоминание системы в резолюции Европарламента противоречит фундаментальному праву компании вести свой бизнес, быть глобальным и нейтральным поставщиком услуг в финансовой индустрии. Резолюция наносит ущерб репутации компании, но не повлияет на текущую работу с российскими клиентами (Slon.ru, 18 сентября 2014 г.)

Как видим, мнения о роли западных санкций в текущем и будущем состоянии российской экономики различны. Среди читателей «ЭЖ» также нет единства в таких вопросах. Несмотря на то, что 61% (табл.1) рассматривает санкции Запада как полезную встряску для российской экономики (нет худа без добра!), более половины (52%) всё же считает, что от войны санкций в первую очередь пострадает Россия,а не Евросоюз и США. Противоположного мнения придерживается 41% (табл.3).

Таблица 3. Кто больше пострадает от войны санкций, %

Россия

30

Скорее Россия

22

Скорее Запад

21

Запад

20

Другое

5

Затрудняюсь ответить

2

Не секрет, что объём ВВП России в разы меньше, чем у США и Китая, качество ряда отечественных товаров и услуг уступает зарубежным аналогам. Отечественная промышленность заинтересована в новейших западных технологиях и совместных производствах. Но усиливающиеся санкции резко ограничивают, по крайней мере, на ближайшие годы, инвестиционный потенциал и перспективы технологической модернизации нашей экономики — даже с учётом прилагаемых усилий по импортозамещению.

Несложно предположить, что «гонка за лидерами» (и без того не обещавшая быть лёгкой) существенно усложнится. Не удивительно, что 43% допускают увеличение отставания России от ведущих экономик мира по важным показателям, включая ВВП (табл. 4).

Четверть опрошенных не теряет оптимизма в оценке судьбоносной гонки. Но чем больше накопленный ведущими экономиками мира потенциал позволяет им ускоряться быстрее — даже несмотря на исторически присущие им «родимые пятна». Не случайно выражение: богатые богатеют, а бедные беднеют. Понадобятся не только героические, но и систематические, глубоко продуманные усилия, чтобы переломить ситуацию.

Таблица 4. Как повлияют санкции на отставание России от мировых лидеров по важным показателям, включая ВВП, %

Увеличат

43

Не изменят

27

Сократят

25

Другое

3

Затрудняюсь ответить

2

Сдержанный оптимизм вызывает то обстоятельство, что иного мнения придерживаются более половины читателей: 27% предсказывают сохранение статус-кво, 25% верят, что, как и прежде в истории, Россия выйдет из этого нелёгкого испытания ещё более окрепшей.

*****

В августе Россия ввела ответные санкции в отношении США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии, предусматривающие запрет сроком на один год импорта из этих стран в РФ фруктов, овощей, молочной и мясной продукции. Но если не ясна «политика партии» через год — как инвестировать в импортозамещения? В новые производства, для запуска которых одного года явно недостаточно?

Информация к размышлению

Эмбарго на импорт продуктов питания поддерживают от 78 (Левада-Центр) до 84% (ВЦИОМ) россиян. Почти две трети граждан (64%) считают, что отечественные продукты лучше импортных.

Согласно рейтингу Oxfam International пищевая продукция наиболее высокого качества создаётся в странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии (лучше всего с качеством продуктов питания дела обстоят в Исландии) (NEWSru.com/В России, 3 сентября 2014 г.).

Настораживает, однако, что даже спустя полгода после первых мартовских санкций Запада против России правительство не озаботилось актуальными коррективами в основные программные документы, которыми оно руководствуется, принимая текущие решения и планируя деятельность на ближайшие годы.

Трёхлетний бюджет, инфраструктурные проекты и их финансирование в сотни миллиардов рублей, ответные санкции, в т.ч. продовольственное эмбарго, — разве не повод задуматься на предмет обоснованности, системности, среднесрочных и долгосрочных последствий от действий власти?

На недавнем совещании у Д. Медведева было одобрено выделение «Роснефти» 1,5 трлн руб. на реализацию инвестиционной программы. Для этого распечатают Фонд национального благосостояния. На очереди — НОВАТЭК (запросы на уровне 100 млрд руб.). Премьер подтвердил обещание оказать поддержку бизнесу, пострадавшему от санкций ЕС и США.

Информация к размышлению

На 1 сентября 2014 г. в ФНБ находилось 85,3 млрд долл. Вначале планировалось 60% ФНБ инвестировать в инфраструктурные проекты, проекты Росатома и Российского фонда прямых инвестиций. Теперь часть этих средств будет перераспределена в пользу крупных компаний, потерявших из-за санкций внешние рынки заимствований. Первые в списке — «Роснефть» и НОВАТЭК.

Представители экономического блока допускают, что в случае ухудшения экономической ситуации на инвестиционные цели израсходуют и весь ФНБ, и пенсионные накопления («РБК daily», 15 сентября 2014 г.).

Комментируя решение Кабмина, Кудрин отметил, что в «ряд проектов „Роснефти“, в которые она хочет инвестировать, готовы инвестировать другие компании, страны, фонды» и тем самым можно было бы уменьшить или перенаправить расходы ФНБ (NEWSru.com/Экономика, 16 сентября 2014 г.).

Председатель Счётной палаты РФ Татьяна Голикова считает, что с учётом введения секторальных санкций российские власти должны пересмотреть приоритетные направления развития промышленности, инноваций, АПК, фармацевтики, рыбной отрасли, а также внести изменения в концепцию социально-экономического развития страны до 2020 г., Основные направления деятельности правительства до 2018 г. и другие программные документы.

По её мнению, импортозамещение предполагает новые механизмы и правила игры — долгосрочные, а не продолжительностью в один год. Программы необходимо переструктурировать и перенастроить «на ту экономическую ситуацию, на те вызовы, которые сегодня есть» («Независимая газета», 17 сентября 2014 г.).

Оппоненты не заставили себя ждать. По словам директора Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергея Смирнова, «заниматься сейчас долгосрочным прогнозированием нет никакого смысла. Если мы начнём разрабатывать какие-то программы и пытаться подстроиться под тот или иной сценарий, то можем попасть пальцем в небо… Есть смысл подождать два-три месяца и посмотреть, как будет меняться ситуация. Хотя некоторые локальные изменения в госпрограммы внести можно — где-то сократить расходы, где-то отложить запланированные мероприятия» (выделено мной. — В.Т., там же).

То есть предлагается один раз подождать два-три месяца, второй раз… А полноценной Стратегии и новой экономической политики как не было, так и не будет?

Собственно говоря, долгосрочное прогнозирование в России, равно как и её историческое прошлое, непредсказуемо и переменчиво. Вносить изменения и без устали редактировать недавно принятые законы и постановления, выступать с бесчисленными прогнозами и тут же их изменять — почти национальная забава.

Информация к размышлению

Минэкономразвития в августе повысило прогноз по оттоку капитала в 2015 г. с 30 до 40 млрд долл., в сентябрьской версии — до 50 млрд долл. В 2016 г. — с 20 до 30 млрд долл., в 2017 г. — с 10 до 20 млрд долл. Последняя версия закладывается в проект бюджета на 2015—2017 гг.

Прогноз по оттоку на текущий год к 20 сентября не менялся — 100 млрд долл. («Финмаркет», 18 сентября 2014 г.). Но уже 22 сентября замминистра МЭР Алексей Ведев объявил: «Прогноз — к 100 млрд минус 10 млрд плюс 20 млрд долл., то есть интервал от 90 млрд до 120 млрд долл.» (NEWSru.com/Экономика, 23 сентября 2014 г.).

Интерпретировать как ни в чём не бывало факты, опровергающие ранее сделанные собственные прогнозы, себе дороже. Это не раз доказывал Китай, умело обращая к своей выгоде возможности, которые предоставляют ему ошибки российских политических лидеров и руководителей государственных нефтяных и газовых компаний («Ведомости», 18 сентября 2014 г.).

*****

Последний пакет антироссийских санкций ужесточает условия заимствований для российских нефтегазовых и оборонных компаний, госбанков и Газпромбанка, запрещает экспорт технологий для глубоководной шельфовой добычи и разработки сланцев, а также соответствующие услуги. Президент Сбербанка Герман Греф отмечает ухудшение финансовой ситуации и недостаток валютной ликвидности («Ведомости», 15 сентября 2014 г.).

Информация к размышлению

В ближайшие годы возможно падение добычи нефти и газа на 5—6%. Без западного капитала и технологий практически остановится геологоразведка, возникнут проблемы с эксплуатационным бурением.

В начале 2000-х импорт буровых установок (БУ) был единичным, к 2006 г. превысил 40%. В настоящее время порядка 20 иностранных компаний покрывают свыше 70% потребности в БУ. В стоимости отечественных БУ доля импортных комплектующих — 60—70% («Коммерсантъ Деньги», 8 августа 2014 г.).

На нефтесервисном рынке зависимость менее критичная. Объём импорта труб для транспортировки нефти и газа также незначителен. Однако опасность дальнейшего падения нефте- и газодобычи в долгосрочной перспективе существует (там же).

Замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов на ежегодной конференции «Нефть и газ Сахалина» заявил, что в ближайшие три-четыре года российские компании заменят иностранное нефтегазовое оборудование на отечественное в рамках программы импортозамещения. Он подчеркнул, что основные технологии имеют российские аналоги, а, например, оборудование, используемое при разработке трудно извлекаемых запасов, на 80% российское (NEWSru.com/Экономика, 23 сентября 2014 г.).

Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Медведев особо подчеркнул, что «у „Газпрома“ доля импортного оборудования и услуг составляет всего 10%». И добавил: «Чем в более сложное положение нас попытаются поставить, тем быстрее мы найдём способ заместить недостающие 10%» (там же).

Вместе с тем следует учитывать данные экспертного анализа, показывающего, что растущий дефицит и очередная волна всплеска закупочных и отпускных цен в обработке преодолеет запрет правительства. Кроме того, ограничение доступа высокотехнологичной продукции на российский рынок неизбежно снизит качество отечественных разработок, спровоцирует рост цен на промышленную продукцию внутри страны , что ослабит общий эффект от импортозамещения («Коммерсантъ», 2 сентября 2014 г.).

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев считает, что основной негативный эффект от западных санкций проявится в 2016 и 2017 гг. (Slon.ru, 20 сентября 2014 г.).

Информация к размышлению

1. Сенат США единогласно проголосовал за законопроект, предусматривающий введение дополнительных санкций против оборонного и энергетического секторов экономики России. Предлагается ввести ограничения в отношении «Рособоронэкспорта» и ряда российских оборонных предприятий, компаний, инвестирующих в проекты по нефтедобыче в России, а также «Газпрома» при условии недопоставок им существенных объёмов газа странам — членам НАТО, Украине, Грузии и Молдавии («Финмаркет», 19 сентября 2014 г.).

2. Из-за санкций американская Exxon Mobil свернула 9 из 10 проектов с «Роснефтью», включая разведку и потенциальную добычу на шельфе Черного моря, в Арктике (в частности, в Карском море) и в Западной Сибири. Для разработки проектов необходимо оборудование и технологии, которых в России нет. Французская нефтегазовая корпорация Total приостанавливает сотрудничество с российской компанией ЛУКОЙЛ по совместной разработке месторождений в Западной Сибири (NEWSru.com/Экономика, 24 и 30 сентября 2014 г.).

Российские нефтяные компании признали серьёзную зависимость от поставок из США, ЕС и Японии и сервисного обслуживания оборудования для добычи, телемеханики, автоматизации, связи, геофизики и сейсмических работ. Четверть объёма углеводородов извлекается при помощи методики гидроразрыва пласта, но практически все агрегаты для этой технологии поставляются из США (NEWSru.com/Экономика, 22 сентября 2014 г.).

*****

СМИ пишут, что в правительстве некоторые министры считают, что у России нет адекватного ответа на новые санкции Запада: «Проработанных решений нет», – говорил глава Минэкономразвития А. Улюкаев в кулуарах Госсовета, передает Reuters («Независимая газета», 19 сентября 2014 г.).

Отсутствие подготовки к ответным мерам подтвердил вице-премьер Дмитрий Козак: «Нет, мы не сторонники ответных мер, и в настоящее время эта крайняя мера применяется только в том случае, если это поддерживает экономику нашей страны. В настоящее время никаких таких согласованных действий, немедленно чем-то ответить, нет. На сегодняшний день этот вопрос не рассматривается» («Новые Известия», 22 сентября 2014 г.).

Это сказано после недавних попыток Белоусова развеять сомнения в наличии обоснованного антисанкционного плана ответных жёстких и мягких мер. Он утверждал, что «план был разработан ещё как только мы узнали или почувствовали, что санкции возможны» («Независимая газета», 15 сентября 2014 г.). Но мешает поверить разноголосица высокопоставленных чиновников-экономистов, возможно, отражающая политическую конкуренцию между «партией войны» и «партией мира».

Складывается впечатление, что возможный перечень встречных угроз — запрет импорта одежды и подержанных автомобилей из Европы, ввоза нефтепродуктов и продукции деревообработки, холодильников и другой техники, полётов западных авиаперевозчиков в воздушном пространстве России, ограничение ряда финансовых услуг — озвучен ещё не полностью.

Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития: «Опережающее импортозамещение – это не только производство отечественных товаров в достаточном количестве, но и технологическое замещение. Также все это надо сделать за один, два года, то есть, по сути декларирована двухлетка развития. Это абсолютно правильно отображает ситуацию, которая складывается у нас в экономике, в хозяйственном секторе. Понятно всем, понятно президенту, что действующее правительство организовать двухлетку развития не в состоянии. Это и есть сегодня главная проблема» (http://me-forum.ru/media/news/3315/).

Информация к размышлению

1. ЕБРР: потери от введения запрета на пролёт над территорией страны самолётов западных компаний составят для российской стороны 300 млн долл., для западных авиаперевозчиков — сотни миллионов долларов.

2. Экспертное мнение: запрет на импорт легковых автомобилей из США и Европы ударит по рынку России. Отечественные автозаводы и азиатские импортеры смогут заменить не более половины импорта.

3. Джейкоб Лью, министр финансов США: «Наша цель — не нанести ущерб глобальной экономике и не нанести ущерб российской экономике (выделено мной. — В.Т.). Наша цель — изменить то, каким образом лидеры РФ принимают решения… Санкции эффективным образом создают условия для реализации этой задачи» (NEWSru.com/Экономика, 18 сентября 2014 г.).

Что касается консолидации элит, анонсированной весной Белоусовым (см. начало статьи), — здесь пока тихо… Призывы бизнеса к государству оказать финансовую помощь и эпизодические выступления отдельных предпринимателей — были. Системные предложения от олигархов, Российского союза промышленников и предпринимателей и прочих деловых структур относительно преодоления возникших проблем за истекшие полгода публично не прозвучали.

В то же время было оперативно подготовлено и направлено президенту страны обращение РСПП по поводу домашнего ареста главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Значит, могут, если хотят …

Неудивительны и комментарии о заседании Госсовета 18 сентября, подметившие, что именно эта «тема была, конечно, самая обсуждаемая. А никак не повышение конкурентоспособности страны ввиду санкций и не взаимодействие с ВТО в сложившихся условиях» («Коммерсантъ», 19 сентября 2014 г.).

Информация к размышлению

Характерно мнение известного предпринимателя Вадима Дымова: «Я далёк от мысли, что у нас экономическая элита в состоянии ограничить свои аппетиты» («Slon.ru», 1 октября 2014 г.).

*****

NB (помнить хорошо). 1. Американскому экономисту, нобелевскому лауреату Милтону Фридману принадлежит высказывание: «У политики есть своя невидимая рука, действующая в направлении, противоположном тому, в котором действует невидимая рука рынка».

2. Известный теоретик менеджмента Ицхак Адизес утверждает: «Перемены закаляют сильнейших».

В противном случае, добавляет Питер Шульц, бывший президент компании Porsche, «когда ничего не меняется, вперёд выбивается посредственность».

3. А. Улюкаев однажды самокритично обмолвился: министр экономического развития есть, а развития экономики нет.

Потому что казнить нельзя помиловать?