Москвичам стали, наконец, доступны телефонные консультации врачей

| статьи | печать

Столичный департамент здравоохранения выпустил соответствующий приказ о создании информационно-консультативных пунктов, прикреплённых к каждому округу. В каждом из них будут работать терапевты или врачи-специалисты на телефоне. Все они уже прошли специальную подготовку по оказанию неотложной помощи. Задача врачей пункта — дать объёмную консультацию, записать пациента к специалисту и, если это необходимо, передать вызов в отделение неотложной или скорой помощи. Если врач заподозрит опасное инфекционное заболевание, то, по регламенту, предполагается немедленный вызов скорой помощи к обратившемуся. При подтверждении предполагаемого диагноза состоится госпитализация в инфекционную больницу. В отдельных случаях возможна дезинфекция мест пребывания заболевшего. Отказать в помощи обратившемуся за ней по телефону врачи любого консультативного пункта не имеют права. При этом без личного осмотра никакого назначения лечения производиться не будет.

Медики-консультанты должны подробно рассказать позвонившим о схеме оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Москвы, о существующих лекарственных льготах. Все разговоры будут записываться, предполагается даже ведение журнала приёма обращений.

«Я одобряю идею телефонных консультаций, но не уверен, что эти 12 пунктов — по числу округов — справятся с нагрузкой, — говорит президент „Лиги защитников пациентов“ Александр Саверский. — Целесообразнее было бы назначать дежурного врача при каждой поликлинике или организовать единую диспетчерскую службу, в которой будут задействованы различные специалисты, в том числе узких профилей. Позже пациент сможет обратиться к ним с любым вопросом, на который не сможет ответить терапевт».

Данный проект — очередная попытка найти контакт с пациентами. В июне начались консультации врачей по Skype в рамках пилотного проекта в центрах социальной защиты. Данное нововведение уже запущено в пилотном режиме в ТЦСО «Сокольники». По Skype предлагается также пропагандировать вакцинацию и диспансеризацию, рассказывать о пользе здорового образа жизни. По словам директора ТЦСО «Сокольники» Ольги Степановой, такие консультации стали особенно популярными у пожилых москвичей.

Уже проведен сеанс связи с врачом-кардиологом, который рассказал пенсионерам о профилактике гипертонии. Ожидаются консультации по профилактике диабета, хронической болезни лёгких, инсульта, заболеваний опорно-двигательного аппарата и мочеполовой системы. Также планируется обсуждение образа жизни после инфаркта. Ещё будут консультации для многодетных родителей по профилактике детских заболеваний. Присоединиться к сеансу могут все желающие. А список тем формируется по заявкам.

До сентября онлайн-консультации проводились раз в две недели. Сегодня, когда стала очевидной их востребованность, уже идёт речь о распространении на всю Москву. Стоит отметить, что не все медики с энтузиазмом отнеслись к этому нововведению. К примеру, главврач клиники «Витамед» Владимир Вечерковский считает консультации по Skype не особо полезными, потому что «нельзя лечить людей дистанционно».

«Не видя человека, нельзя ни поставить диагноз, ни дать советов по лечению, ни уж тем более назначать какие-либо препараты, — говорит врач. — Онлайн-консультации могут быть полезны лишь с точки зрения профилактики заболеваний. Но эта информация и так общедоступна».

Член комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Евгений Герасимов, напротив, считает, что программа позволит сориентироваться в потоке информации.

«Сейчас практически на каждом канале есть передачи о здоровье, — утверждает депутат. — Но интерактивное общение может оказаться куда более полезным, чем общие рекомендации по ТВ. Это будут штучные, конкретные советы. Потом, на ТВ не всегда выступают профессионалы». Помимо узких онлайн-консультаций со специалистами, Е. Герасимов призывает организовать сеансы общественной связи, нацеленные на молодежь, рассказывающие о вреде сигарет и наркотиков.

Вопрос юридической регламентации таких консультаций открыт. По словам президента «Лиги защитников пациентов» А. Саверского, у органов соцзащиты нет лицензии на предоставление медицинских услуг, коими являются консультации. В связи с этим неясно, кому отвечать, если совет окажется вредным. Поэтому организацию онлайн-консультаций должны, по его мнению, взять на себя сами поликлиники.

Позже в столичных поликлиниках ожидается внедрение новой программы, направленной на оповещение врачей о том, что они должны позвонить или отправить пациентам SMS или e-mail с напоминанием принять лекарство, своевременно сдать анализы. Это значительно облегчит организацию полного контроля врача за лечением.

Сейчас в Москве разрабатывается сервис видеосвязи, позволяющий врачам перезваниваться для обсуждения лечения пациентов. Все переданные данные будут защищены от утечек. В целом дистанционные консультации должны значительно расширить возможности не только пациентов, но и медиков.