1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 6143

Испорченный продукт: найти и уничтожить

Летом Роспотребнадзор объявил о временном запрете на ввоз в Россию некоторых продовольственных товаров производства Польши и Украины из-за несоответствия этих товаров требованиям законодательства. В сообщении ведомства не было условия о немедленном изъятии этих товаров из оборота. Однако по закону продавать такие товары нельзя, их придется изъять из оборота, а потом утилизировать или уничтожить. Законодательство преду­сматривает и другие случаи, когда продукты необходимо унич­тожить. Разберемся, можно ли списать стоимость этих товаров и затраты на утилизацию в расходы по налогу на прибыль.

В каких случаях продукты придется утилизировать или уничтожить

Некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая (п. 2 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении, утв. постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1263, далее — постановление № 1263):

  • не соответствует требованиям нормативных документов. К примеру, в продукте обнаружены вредные вещества;
  • не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации.

Как правило, вышеуказанные факты устанавливаются органом госнадзора. Данные обстоятельства могут быть установлены в результате проверки, проведенной госорганом в отношении конкретного магазина. А иногда под эти нормы попадают определенные категории продуктов из определенных стран. В частности, совсем недавно был запрещен ввоз овощей и фруктов из Польши, соков и детского питания из Украины;

  • имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке такой продукции;
  • не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным);
  • сроки годности продукции истекли;
  • не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмот­ренные законом или нормативными документами, либо в отношении которой не имеется такой информации.

Такую продукцию продавать нельзя, ее надо изъять из оборота (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», далее — Закон № 29-ФЗ).

Итак, уничтожать или утилизировать продовольственные товары придется в следующих ситуациях:

— у товара нет срока годности (хотя по закону для этой категории товара он должен указываться);

— у товара истек срок годности;

— срок годности не истек, но товар явно испорчен. Причиной могут быть погодные условия, чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение, тайфун, военные действия);

— введен государственный запрет на ввоз и реализацию конкретных товаров (к примеру, украинских соков, сыров и конфет «Рошен»).

Экспертиза

По общему правилу, владелец продукции, подлежащей изъятию из оборота, должен обратиться в орган государственного надзора, который проведет экспертизу. По результатам экспертизы составляется заключение, на основании которого выносится постановление о том, что дальше делать с этой продукцией — утилизировать или уничтожать (п. 10 постановления № 1263).

Утилизация предполагает дальнейшее использование некачественных и испорченных продуктов или материалов не по прямому назначению. К примеру, просроченные продукты могут пойти на корм животным. Правда, для этого нужно разрешение органов государственного ветеринарного надзора (ст. 1, п. 3 ст. 25 Закона № 29-ФЗ).

Уничтожение производится в случае, когда продукцию уже невозможно использовать для каких-либо иных целей.

Способ утилизации или уничтожения определяет владелец продуктов, но этот способ должен соответствовать требованиям нормативных либо технических документов и согласовывается с органом государственного надзора, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении. Экспертизу, утилизацию (уничтожение) и все связанные с ними расходы оплачивает владелец продукции (п. 3, 4 ст. 25 Закона № 29-ФЗ).

После завершения процедуры утилизации или уничтожения владелец продукции обязан представить в орган госнадзора, вынесшего постановление, документ либо его нотариально заверенную копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения (п. 5 ст. 25 Закона № 29-ФЗ).

При утилизации представляется документ (или копия), подтверждающий факт приема продукции организацией, осуществляющей ее дальнейшее использование. А при уничтожении — акт. Эти документы представляются в трехдневный срок после передачи продуктов на утилизацию либо после их уничтожения (п. 16, 17 постановления № 1263).

Важно
Документы (постановление об утилизации или уничтожении, акт об уничтожении, документы, подтверждающие факт передачи продуктов на утилизацию) пригодятся и для подтверждения затрат по налогу на прибыль, поэтому выбрасывать их нельзя.

Обратите внимание: пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничто­жению без проведения экспертизы (п. 4 постановления № 1263).

Инвентаризация

Просроченные товары могут быть выявлены и при проведении инвентаризации. Инвентаризация оформляется в обычном порядке. Составляются:

— инвентаризационная опись товарно-материальных ценнос­тей;

— акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных;

— инвентаризационная опись товарно-материальных ценнос­тей, принятых на ответственное хранение;

— сличительная ведомость;

— ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

При составлении «инвентаризационных» документов можно использовать старые унифицированные формы, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Чтобы списать испорченный или просроченный товар, руководитель организации создает комиссию и утверждает приказом ее состав. Комиссия составляет акт:

— либо об уценке товара в результате порчи;

— либо о списании товара.

Можно использовать старые формы ТОРГ-15 и ТОРГ-16, утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

Инвентаризация может проводиться как в плановом, так и в экст­ренном порядке. Понятно, что для того чтобы списать несколько просроченных пакетов молока, нет необходимости специально организовывать такое мероприятие. А вот если, к примеру, произошло ЧП — авария, в результате которой затопило склад, — то без инвентаризации не обойтись, ее данные потребуются для подтверждения размеров потерь.

Если товар просрочен или срок годности не установлен

В настоящее время позиция Минфина по вопросу списания стоимости просроченных продуктов и затрат на их утилизацию (уничтожение) состоит в следующем. Расходы в виде стоимос­ти пищевых продуктов с истекшим сроком годности, а также затраты на их утилизацию включаются в расходы по налогу на прибыль при одновременном выполнении трех условий (письма Минфина России от 10.09.2012 № 03-03-06/1/477, от 15.09.2011 № 03-03-06/1/553).

Условие 1. Обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий пищевых продуктов преду­смотрена законодательством.

В этом условии немного смущает оговорка о конкретных категориях пищевых продуктов. Возникает вопрос: можно списать затраты на утилизацию любых просроченных продуктов или только тех, для которых утилизация (уничтожение) предусмотрена специальным нормативным актом?

Минфин всегда охотно признавал, что в расходы по налогу на прибыль можно включить затраты на утилизацию и уничтожение хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Свое мнение он объяснял тем, что существующее нормативное правовое регу­лирование (СанПиН 2.3.4.545—96, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.96 № 20) обязывает поставщи­ков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения (письма Минфина России от 22.05.2014 № 03-03-06/1/24238, от 10.09.2012 № 03-03-06/1/479). Иначе говоря, это как раз тот случай, когда нормативным документом предусмотрена утилизация конкретного продукта.

В отношении других скоропортящихся продуктов на поставщиков такая обязанность, по мнению Минфина, не возлагается. То есть нет специальных нормативных актов, предписывающих утилизацию именно этой категории продуктов. Поэтому затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не включаются в расходы по налогу на прибыль. Об этом заявил Минфин России в письме от 16.08.2011 № 03-03-06/1/491 — речь шла о салатах и кулинарных изделиях. В более раннем письме «под раздачу» попала просроченная колбаса: расходы на ее утилизацию финансис­ты тоже решили не включать в расходы (письмо от 06.09.2010 № 03-03-06/1/580).

В письме от 10.09.2012 № 03-03-06/1/477 финансисты рассуждают так. На продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается (ст. 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

К пищевым продуктам относятся (ст. 1 Закона № 29-ФЗ):

— продукты в натуральном или переработанном виде, упот­ребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания);

— бутилированная питьевая вода;

— алкогольная продукция (в том числе пиво);

— безалкогольные напитки;

— жевательная резинка;

— продовольственное сырье;

— пищевые добавки;

— биологически активные добавки.

Некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми на основании п. 2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. 24, 25 Закона № 29-ФЗ). В пункте 2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ сказано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

По нашему мнению, из этих рассуждений следует вывод: все пищевые продукты с истекшим сроком годности подлежат утилизации или уничтожению, и стоимость таких продуктов, а также затраты на их утилизацию (уничтожение) включаются в расходы по налогу на прибыль. Конечно, при выполнении еще двух условий, о которых речь пойдет ниже.

Условие 2. Расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности.

Минфин не расшифровывает, о чем идет речь. Скорее всего, имеется в виду соответствие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть экономическая обоснованность расходов и их направленность на получение прибыли. Тем более эта норма упоминается практически во всех письмах, касающихся учета затрат на утилизацию и уничтожение просроченных продуктов.

Раньше Минфин утверждал, что «в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности, а также товаров с наличием дефектов затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли» (письмо от 21.07.2011 № 03-03-06/1/428). Аналогичное мнение высказывалось и в письмах от 02.03.2010 № 03-03-06/1/105, от 09.06.2009 № 03-03-06/1/374. В последнее время позиция изменилась: Минфин применяет формулировку «расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности» в письмах, разрешающих списать затраты на утилизацию (письмо от 22.05.2014 № 03-03-06/1/24238).

Суды считают, что поскольку товары, срок годности которых впоследствии истек, приобретались для получения дохода, расходы на их приобретение являются обоснованными (постановления ФАС Уральского округа от 24.08.2011 № Ф09-5075/11, Московского округа от 01.02.2008 № КА-А40/14839-07-2). Кстати, еще в 2006 г. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 указал, что главное — не конкретный результат, а намерения организации получить экономический эффект (п. 9).

Условие 3. Расходы документально подтверждены.

Во-первых, потребуются документы, подтверждающие затраты на приобретение продуктов, которые подлежат утилизации (унич­тожению).

Во-вторых, документы, подтверждающие тот факт, что данные продукты должны быть утилизированы или уничтожены:

— документы, в которых прописаны сроки годности продуктов;

— приказ руководителя компании о создании комиссии, акты либо об уценке товара в результате порчи, либо о списании товара. Если товары с истекшим сроком годности выявлены в результате инвентаризации, то необходимы и документы, которыми оформляется инвентаризация.

В-третьих, документы, подтверждающие затраты, связанные с утилизацией или уничтожением — расходы на перевозку, хранение, услуги за уничтожение (если оно производилось силами сторонней компании), — договоры, счета-фактуры, накладные.

Иногда налоговики отказывают компаниям в признании затрат на уничтожение просроченного товара, потому что отсутствуют документы, свидетельствующие о проведении экспертизы. Так, ФАС Уральского округа рассматривал спор, в котором компания представила целый пакет документов:

— Порядок списания и выброса товарно-материальных ценностей с истекшим сроком реализации и не подлежащих возврату поставщику, утвержденный приказом генерального директора и являющиеся приложением к учетной политике;

— акты на списание товара по форме № ТОРГ-16, содержащие информацию о количестве списанного товара, его стоимости, причине списания, а также подразделении (магазине), в котором произошло списание. Акты были подписаны членами комиссии, пронумерованы, датированы и утверждены генеральным директором;

— документы, подтверждающие вывоз просроченных продуктов на полигоны специализированными организациями и утилизацию твердых бытовых отходов.

Однако инспекция заявила, что без экспертизы она не может признать затраты в расходах по налогу на прибыль. Суд отклонил эти заявления, указав, что представленных документов вполне достаточно, а экспертиза в данном случае не нужна. Продукция с истекшим сроком реализации заведомо является недоброкачественной и подлежит уничтожению (утилизации) на основании п. 4 постановления № 1263 (постановление ФАС Уральского округа от 24.08.2011 № Ф09-5075/11).

Товар уничтожается на основании решения госоргана

Как уже было отмечено, некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая не соответствует (п. 2 постановления № 1263):

  • требованиям нормативных документов;
  • представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации.

Летом на сайте Роспотребнадзора появились сообщения о том, что с 28 июля 2014 г. приостановлен ввоз на территорию России украинских овощных, фруктовых и рыбных консервов, а с 29 июля — украинской соковой продукции, в том числе для детского питания. Как указано в сообщении, при осуществ­лении федерального государственного санитарно-эпидемиоло­ги­ческого надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей выявлено, что украинская соковая продукция не проходила государственную регистрацию на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, при этом на ее этикетке указан единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза — ЕАС. Иначе говоря, продукция не соответствует представленной информации, а значит, признается некачественной и опасной.

Государственный запрет на ввоз отдельных категорий продуктов из определенных стран вводился и раньше. Например, в 2006 г. из оборота была изъята алкогольная продукция производства Молдовы и Грузии (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2006 № 6). В 2012 г. была приостановлена реализация сыров некоторых украинских производителей (письмо Роспотребнадзора от 28.02.2012 № 01/1860-12-32).

Минфин разрешил учитывать убытки от уничтожения алкогольной продукции, изготовленной в Молдавии и Грузии, ликвидированной в связи с приостановлением действия санитарно-эпидемиологических заключений, в расходах по налогу на прибыль (письмо от 28.07.2008 № 03-03-06/1/434). Суды высказывают такое же мнение (постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2008 № А12-5819/08-С38).

Логично предположить, что и в случаях с запрещенной продукцией других стран проблем с учетом затрат на утилизацию не будет.

Обратите внимание: при списании продуктов в случае государственного запрета их реализации придется проводить экспертизу. Иначе налоговики исключат из расходов стоимость этих продуктов и затраты на их утилизацию. И скорее всего, суды будут на стороне инспекции.

ФАС Северо-Западного округа признал, что компания не вправе была учитывать расходы по уничтожению грузинских и молдавских вин, поскольку организация не доказала соблюдение императивных предписаний закона, регулирующего порядок такого уничтожения с его последующим документальным оформлением. В частности, акты о списании алкогольной продукции были составлены без участия представителей контролирующего органа (постановление от 29.08.2011 № А05-12809/2010).

В другом деле ФАС Северо-Западного округа указал на ненадлежащее оформление актов списания алкогольной продукции Молдовы и Грузии. Акты не имели ряда реквизитов — в частности, не была указана причина списания, способ и место унич­тожения продукции. Кроме того, акты были составлены в отсутствие представителей организации, ответственной за утилизацию не пригодной к употреблению продукции. Суд отметил, что уничтожение продукции не соответствуют целям деятельности коммерческой торговой организации. При этом определение государством необходимого порядка действий в случае, когда продукция подлежит уничтожению, фактичес­ки признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода. Соответственно, соблюдение организацией установленного порядка является основанием для признания затрат, обусловленных изъятием из оборота товаров в качестве расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. В этом случае данные расходы учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании ст. 264 НК РФ. А поскольку организацией порядок не соблюден, затраты в расходах не учитываются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 № А05-9935/2008).

Помимо экспертизы имеет смысл провести инвентаризацию, которая покажет размеры убытков от изъятия запрещенной продукции.

Товары уничтожены в результате погодных условий или стихийного бедствия

В подпункте 6 п. 2 ст. 265 НК РФ сказано, что к внереализационным расходам приравниваются убытки в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Поэтому само по себе списание убытков в таких случаях сомнений не вызывает.

Главное — собрать пакет подтверждающих документов. Среди них должны быть документы, свидетельствующие о проведении инвентаризации. Согласно п. 22 приказа Минфина России от 28.11.2001 № 119н она в обязательном порядке проводится в том числе после стихийных бедствий, пожаров и т.д.

ФАС Волго-Вятского округа обнаружил следующие недостатки (постановление от 12.02.2014 № А29-9950/2012):

— не представлены акты об уничтожении бракованной продукции;

— приказы о списании брака не содержат причин, по которым товар не может быть реализован по сниженной цене, не указаны лица, виновные в недостаче, не приведены сведения о принятых мерах по возврату некачественного товара поставщикам;

— не представлено доказательств того, что в помещении, где хранился товар, произошла авария;

— не представлено доказательств проведения инвентаризации, которая показала бы фактическую величину потерь.

В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что налогоплательщик документально не подтвердил расходы.

В деле, рассмотренном ФАС Уральского округа, наоборот, выиграла компания. Налоговики отказали в признании расходов на товар, пострадавший в результате пожара, потому что отсутствовали товарно-транспортные накладные, подтверждающие приобретение этого товара. Суд отклонил доводы инспекции и посчитал, что компания подтвердила документально все затраты. В данном случае были представлены следующие документы (постановление от 20.10.2009 № Ф09-7662/09-С3):

— договоры;

— счета-фактуры;

— товарные накладные;

— платежные поручения об оплате товара;

— бухгалтерские документы оприходования товара;

— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту пожара;

— акт инвентаризации;

— инвентаризационная опись ТМЦ;

— сличительная ведомость результатов инвентаризации.

Помимо этого, рекомендуется взять справку о факте чрезвычайного происшествия или стихийного бедствия в МЧС (если речь идет о пожаре или аварии), или в метеослужбе (если продукты испортились из-за жары).