Документы для списания просроченных продуктов

| консультации | печать
Может ли продуктовый магазин учесть при расчете налога на прибыль расходы на утилизацию продуктов питания, у которых закончился срок годности? Если да, то какими документами подтверждается такое списание?

Да, вы можете учесть для целей налогообложения прибыли расходы на утилизацию просроченных товаров (включая их стоимость). Такие расходы являются экономически обоснованными, а значит, соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. Это подтверждает и Минфин России.

На продукты питания изготовитель обязан установить срок год­ности, то есть период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. П (п. 4, 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Продукты, у которых истек срок годности, не могут находиться в продаже. (п. 2 ст. 3, ст. 24, 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Исходя из этого расходы на утилизацию продукции с истекшим сроком годности могут уменьшать базу по налогу на прибыль. Учесть такие расходы можно по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичная позиция в отношении расходов на утилизацию продовольственных товаров содержится в письме Минфина России от 10.09.2012 № 03-03-06/1/477. Причем финансисты указывают, что учесть расходы на утилизацию можно в отношении как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Главное, чтобы обязанность компании по уничтожению или утилизации товаров была предусмотрена законодательством.

Раньше, допуская возможность учета рассматриваемых расходов, финансис­ты указывали, что они должны быть документально подтверждены. При этом не уточнялось, какие именно документы подтвердят такие расходы. В письме от Минфин России озвучил, что подразумевается под достаточным документальным подтверждением. Для этих целей подойдут:

— акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности);

— акты приемки товаров при их возврате;

— акты о проведении инвентаризации;

— акты уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения;

— выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением.

Приведенный перечень документов специалисты финансового ведомства позаимствовали из судебного решения, а именно из постановления ФАС Московского округа от 01.02.2008 № КА-А40/14839-07-2.