1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 636

О новых «чудесах» чиновников при госзакупках

Нужна ли строительной организации, претендующей на получение госзаказа на реконструкцию объекта исторического наследия, лицензия на строительство аэропортов? Конечно, нет, скажете Вы, уважаемый читатель, и ошибетесь. Она просто необходима, по мнению чиновников, занимающихся организацией госзакупок. На этом перечень искусственных барьеров, возникающих на пути бизнеса при попытках получить госзаказ, не исчерпывается…

Выявить очередные препоны, которые чиновники ставят на пути предпринимателей, претендующих на бюджетные заказы, помогает их общественное обсуждение. Пос­ле внедрения контрактной сис­темы ее процедура претерпела существенные изменения. С 2014 г. она делится на два этапа. Сначала закупка обсуждается на стадии ее планирования, то есть размещения в плане-графике заказчика. Затем закупка проходит эту процедуру уже непосредственно на этапе размещения.

С января нынешнего года Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) участвует в мониторинге сверхдорогих закупок как на этапе планирования, так и на этапе размещения. По ее данным, за шесть месяцев текущего года заказчики разместили извещения и до­кумен­тацию по 59 сверхдорогим закупкам. В 16 из них (27% от общего числа) эксперты ­НАИЗ обнаружили признаки того или иного ограничения конкуренции.

Среди самых популярных ­у ­чиновников приемов сдерживания «чужих» претендентов на госзаказ выделяются сжатые сроки поставки продукции. В качестве примера здесь можно привести закупки № 0195100000214000100 и № 0195100000214000101, при проведении которых Минздрав выделял потенциальному поставщику 30 дней на поставку лекарств на общую сумму 3,7 млрд руб. на территорию всей страны.

Другим «эффективным» барьером на пути бизнеса к госзакупкам служат избыточные требования к наличию лицензий. Тут особенно ярко проявили себя московские чиновники. В заказе № 0373100115114000040 на реконструкцию объекта культурного наследия в Москве они требовали от потенциальных поставщиков наличие лицензий на строительство аэропорта, да к тому же и автомобильных дорог.

Еще один «подводный камень» — отсутствие необходимой до­кумен­тации. К примеру, Министерство конкурентной политики Калужской области в заказе на строительство перинатального центра не опуб­ликовало проектно-сметную до­кумен­тацию, которая необходима потенциальному подрядчику для того, чтобы рассчитать себестоимость проекта.

Стоит подчеркнуть, что в целом эксперты ­НАИЗ отмечают положительную тенденцию в поведении заказчиков. Они стали активно реагировать на общественный контроль, что сделало возможным диалог между общественностью и госслужащими. Для сравнения: в 2012 г. на замечания экспертов отвечала только треть заказчиков, при этом их ответы носили формальный характер. В 2013 г. на замечания общественности уже реагировала половина чиновников. С переносом же общественного обсуждения на этап планирования закупок заказчики почти перестали игнорировать мнение общественности.

Тем не менее с начала года на официальном сайте zakupki.gov.ru были размещены 12 сверхдорогих закупок без проведения обязательного общественного обсуждения, на сумму 50,8 млрд руб. Две из них были проведены в рамках размещения гособоронзаказа и поэтому не подлежали общественному обсуждению. Остальные десять заказчиков отказались от обсуждения в нарушение норм законодательства.

Вот наиболее крупные из них: приобретение коммунальной техники в лизинг на сумму 12,6 млрд руб. для г. Москвы (закупка № 0173200001414000609) и строительство перинатального центра в г. Челябинске стоимостью 2,3 млрд руб. (закупка № 0169200001114000029).

Между тем открытая конкуренция при госзакупках позволяет сэкономить бюджету немалые деньги. Так, за первую половину нынешнего года экономия на торгах только при сверхдорогих закупках составила порядка 995,8 млн руб., или 0,8%.

Самое крупное снижение было при проведении закупок № 0173100007914000013 и № 0122200002514001268, в размещении которых приняли учас­тие два-три потенциальных поставщика. В результате произошло заметное снижение цены — на 5—6%.

«Правильное оформление закупочной до­кумен­тации, отсутствие в ней признаков необоснованного ограничения конкуренции позволяют значительно экономить бюджетные средства за счет привлечения конкурирующих между собой поставщиков», — уверен директор ­НАИЗ Георгий Сухадольский.