1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3772

Госзакупки: проект концепции против концепции проекта

Госзакупки: проект концепции против концепции проекта

Неделей позже, чем Федеральная антимонопольная служба, 3 марта, Минэкономразвития представило свою концепцию законопроекта о федеральной контрактной системе, призванного ее отладить и залатать коррупционные бреши, через которые казна страны теряет сотни миллиардов рублей. ФАС обнаружила в этом документе потенциальный всплеск коррупции.

Толчком для появления проекта концепции новой редакции федерального закона о размещении заказов (внесение изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ) ФАС и концепции проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе» Минэкономразвития стали поручения президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина от 6 декабря прошлого года.

До этого президент неоднократно критиковал действующий Закон о размещении госзаказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ). Так, в конце октября 2010-го на совещании по исполнению поручений главы государства на сообщение начальника его Контрольного управления Константина Чуйченко, что экономический эффект от очищения от порочных закупок может превысить 1 трлн руб., президент отреагировал словами «то есть объем воровства можно снизить на триллион рублей». Ровно через месяц на Комиссии по модернизации он заявил, что законодательство о госзакупках надо изменить кардинально. За пять лет его действия было внесено 19 пакетов поправок, но «проблемы остаются, и этот закон не ругает разве что ленивый». По словам президента, положительный эффект при закупках простых товаров существенно перекрывают потери от приобретения технически сложной продукции, и если до принятия закона об откатах говорила треть предприятий, то через несколько лет его действия — уже половина. В тот же день Д. Медведев поднял эту тему и в послании Федеральному собранию.

Степень кардинальности изменения законодательства о закупках ФАС и МЭР, видимо, поняли по-своему. «Мы следуем указаниям президента и правительства не разрушать достигнутые положительные результаты, а совершенствовать законодательство, оставив в нем самое лучшее, исключив существующие недостатки», — сообщил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев 24 февраля этого года на пресс-конференции, где ФАС представила проект концепции новой редакции действующего закона о размещении заказов.

Кстати, уже полученные плоды его действия антимонопольное ведомство оценивает достаточно высоко. В частности, оно напоминает, что, по данным исследования компании ФБК, до принятия Федерального закона № 94-ФЗ «доля честных конкурсов (когда победитель не был известен заранее) в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%», а за 2006—2009 гг. совокупная экономия бюджетов составила более 770 млрд руб. Приведя массу других весомых аргументов, ФАС заключает, что этот закон наступает на многие финансовые интересы и именно поэтому вызывает острое недовольство как некоторых представителей органов власти, так и крупного бизнеса, которым конкуренция не нужна. В целом же 74% предпринимателей проголосовало за заложенную в нем новую экономическую идеологию.

В то же время в системе госзаказа ФАС видит целый ряд нерешенных проблем и называет 13 необходимых изменений в закон, которые и составляют суть проекта концепции его новой редакции.

Как видно из названия конкурирующего документа Минэкономразвития, у него речь не о продолжении совершенствования Федерального закона № 94- ФЗ, а о его замене новым законом, вводящим федеральную контрактную систему (ФКС), которая предусмотрена концепцией по повышению эффективности бюджетных расходов. Таким образом, МЭР предлагает сделать более широкий шаг. В концепции говорится, что основной идеей законопроекта является создание условий для функционирования ФКС — совокупности норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации госзакупок с обязательными этапами их прогнозирования, формирования заказчиками планов обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещения заказов, исполнения и мониторинга контрактов, приемки и анализа контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок.

Пока, отмечает в документе МЭР, в России различные стадии госзаказа в разной мере нормативно регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла закупок.

Концепция Минэкономразвития стройна и детально прописывает, что должно войти в закон о ФКС. Принципиальное новшество — для управления системой предлагается образование уполномоченного органа, то есть централизация процесса. При этом регулирование и контроль госзаказа остаются вне его полномочий.

Если говорить общо, МЭР предлагает законодательно дотошно формализовать каждое действие на всех этапах цикла госзакупок. Утопией это не назовешь — в концепции законопроекта имеется обширная ссылка на международный опыт, представление о котором дает таблица. Для примера: в США, где в рамках ФКС управляется более 500 млрд долл., деятельность системы регулируется федеральными правилами планирования, размещения и исполнения госзаказа, «которые содержат, по разным подсчетам, от 3200 до 4300 тыс. норм и правил, детально регулирующих единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа». Скорее всего авторы концепции второпях приписали «тыс.» к прозвучавшим цифрам, но и без этого понятно, что американским чиновникам в сфере госзакупок прописано каждое «телодвижение» и малейший шаг всторону — повод для неприятных вопросов со стороны контролирующих органов. Пространства для той же коррупции практически нет, эффективность всей системы высока.

Это же предлагается законодательно прописать и в России, что очень актуально. Но детальная контрактная система нужна не только в борьбе с воровством, сильно она облегчит жизнь людям честным — и чиновникам, и предпринимателям, поскольку четко объяснит им порядок действий.

В предложениях ФАС и МЭР немало пересечений, что и понятно — проблемы в системе госзакупок они видят одни и те же. Но между предлагаемыми проектом концепции и концепцией проекта заискрило.

«Законопроект (концепцию которого предлагает Минэкономразвития) в случае принятия приведет к резкому всплеску коррупции. Предлагается позволить заказчику произвольно выбирать способ размещения заказа, закрепить возможность менять условия контракта по соглашению сторон и ввести другие коррупционные нормы», — считает, по данным «Финмаркета», начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. Настораживает его также предложение ввести двухэтапный конкурс, фактический отказ от электронных аукционов, субъективный критерий «репутация поставщика».

Действительно, в документе Минэкономразвития предлагается восемь способов размещения госзаказов. ФАС понять можно — у его подопечных крупных госпредприятий и естественных монополий с прозрачностью заказов на товары, работы и услуги и так темный лес. Но в концепции МЭР четко дано понять, что между заказами для нужд государства, скажем, на канцелярские товары, НИОКР или вертолетоносцы есть большая разница.

Впрочем, все это вопросы для споров и торга специалистов. Главное — получить на выходе эффективную систему госзакупок. А для этого нужен такой закон, который заставил бы еще его и выполнять. С этим в России всегда туго.

Краткий перечень функций контрактных систем

Планирование обеспечения государственных нужд

Библиотека типовых контрактов

Регламентация и методическое обеспечение исполнения государственных контрактов

Оценка и управление рисками

Контроль исполнения контрактов

Оценка результатов контрактов

США

+

+

+

+

+

+

Великобритания

+

+

+

+

+

+

Франция

+

+

+

+

+

+

Канада

+

+

+

+

+

+

Норвегия

-

-

-

+

-

-

Австралия

+

+

-

-

+

-

Сингапур

+

-

-

-

+

+

Новая Зеландия

+

+

-

-

+/-

-

Саудовская Аравия

-

-

-

-

+

+

Тайвань

+

-

-

-

+

+

Источник: Минэкономразвития

Комментарии:
  • Юрий, 12.03.2011, 20:50
    Федеральный закон №94-ФЗ ни в каком варианте работать на пользу стране не будет, потому что, оторван от реальной действительности, торги в регионах начинают проводится в мае июне, так как бюжет утвержается, как правило только в апреле, и даже если выиграешь конкурс, деньги за выполненные работы получишь через многие меcяцы или даже годы. Строительные преприятия, как правило, чтобы пережить первые 5-6 месяцев каждого начала года, работников в декабре каждого года увольняют, а потом набирают новых. Строительная отрасль деградирует, о повышении квалификации рабочих, не может быть и речи, зачем, если любая контора без базы и теники за откат перехватит объёмы украдёт деньги и изчезнет, или сделает брак, заказчик в выборе подрядчика не участвует, заказчику насильно навязывают бракодела, который за минимальную сделает брак, потом эти объёмы надо выполнять снова, за другие деньги.
    Около самих торгов сформировался огромный отряд контор, которые подготовляют документы на торги, как правило липовые, подтасовывают результаты, получают за это в масштабе страны огромные деньги. Закон разработан для бюджетного воровства и уничтожения любой полезной деятельности.
    Через несколько лет рабочих и инженеров придётся привозить из других стран, где нет закона №94-ФЗ