Спор о периоде применения кадастровой стоимости

| статьи | печать

Что делать, если местная администрация своим решением утверждает новую кадастровую стоимость принадлежащих организациям земельных участков, и в результате земельный налог у фирм вырастает сразу в несколько раз? Остается только отстаивать свои права в суде. Какие трудности ожидают компанию, можно узнать из Определения КС РФ от 03.07.2014 № 1555-О.

Мытарства компании

В комментируемом деле организация шесть лет ходила по инстанциям, в результате дошла до КС РФ. Тот посоветовал бороться, но в принятии жалобы к рассмотрению отказал. Расскажем, с чего все началось.

В конце 2008 г. областная администрация своим распоряжением установила кадастровую стоимость принадлежащего организации земельного участка в размере около 10 млн руб. Компанию эта сумма не устроила, и она обратилась к оценщикам. В середине 2010 г., по отчету оценщика, кадастровая стоимость участка признавалась равной его рыночной стоимости в размере чуть более 3 млн руб.

С этим отчетом организация обратилась в суд с иском о признании утвержденной администрацией кадастровой стоимости незаконной и установлении ее равной рыночной стоимости. В марте 2012 г. арбитражный суд этот иск удовлетворил.

Полагая, что новую кадастровую стои­мость можно применять с периода, следующего за ее установлением оценщиком, то есть с 2011 г., фирма подала уточненные декларации за указанный период, в которых заявила налог к уменьшению. Налоговый орган в результате камеральной проверки представленной уточненки в возврате налога отказал. Основание — у общества при исчислении земельного налога за 2011 г. отсутствовало право руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением арбитражного суда, которое вступило в законную силу в апреле 2012 г.

Тогда организация обратилась в суд, требуя признать решение налоговиков незаконным. Но ничего не добилась. Три инстанции признали правоту налогового органа, а ВАС РФ отказал в передаче дела в Президиум (Определение ВАС РФ от 04.07.2013 № ВАС-7917/13).

Компания подала жалобу в Конституционный суд РФ. Она просила признать п. 1 ст. 391 НК РФ, в котором сказано, что налоговая база по участку определяется как его кадастровая стоимость по состоя­нию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не соответствующим Конституции РФ. Свое заявление фирма обосновала тем, что эта норма препятствует пересмотру налоговой базы в уточненной декларации в случае определения судом «законной» кадастровой стоимости за предыдущий период. Однако в принятии жалобы КС РФ отказал (Определение от 03.07.2014 № 1555-О). А теперь попробуем разоб­раться, почему компании так не повезло в судебных разбирательствах, и что же еще можно сделать для восстановления справедливости.

Правила кодексов

Налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровую оценку проводят органы исполнительной власти субъектов по специальной методике. Но в силу ст. 66 Земельного кодекса, если определяется рыночная стоимость, именно она будет являться кадастровой. При этом следует принимать во внимание позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11. Согласно ей по правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для того, чтобы орган кадаст­рового учета внес такую стоимость в качестве новой кадастровой в государственный кадастр недвижимости с момента вступ­ления в силу судебного акта. А теперь внимание! Внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимос­ти объекта.

Именно поэтому, отказывая компании, суды исходили из того, что новую кадаст­ровую стоимость можно применять только после вступления в силу решения суда, которое ее легализовало. Раз на 1 января 2011 г. в кадастре значилась стоимость, установленная администрацией, то ее и нужно применять в течение этого периода. Считать земельный налог исходя из рыночной стоимости, подтвержденной решением суда, можно только начиная с 2012 г. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2013 № А27-17487/2012).

На этом фоне довольно странно выглядят разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 16.11.2012 № 03-05-05-02/116. В нем сказано: «Если в результате судебного решения кадаст­ровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стои­мость».

Есть ли шанс?

В комментируемом судебном решении КС РФ не нашел признаков нарушения прав заявителя оспариваемой нормой п. 1 ст. 391 НК РФ и по этой причине в принятии жалобы к рассмотрению отказал, заметив, что законодатель, в общем, мог бы уточнить процедуру установления кадастровой стоимости равной рыночной. Видимо, с тем, чтобы исключить споры о периоде применения новой стои­мости в различных случаях.

Как же поступить компаниям, чтобы иметь возможность применять новую кадастровую стоимость с периода ее определения, а не с даты вступления в силу решения суда, которым она подтверждена? Подсказка содержится в Мнении судьи КС РФ К.В. Арановского к комментируемому Определению.

Для этого нужно в исковом заявлении, подаваемом в арбитражные суды, требовать не просто корректировки кадастровой стоимости, а просить восстановления права, нарушенного безосновательным завышением стоимости, и внесения изменения в кадастр, так сказать, на прошлое время. Конечно, нарушение права должно быть доказано. Как это доказать? Нужно устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и распоряжение Администрации, а не сравнивать стоимости, установленные с разницей в полтора года (как в данном деле).

При таком подходе, возможно, арбит­ражный суд по требованию заявителя в своем решении распространит новую стоимость на прошлые периоды и обяжет заменить ею прежнюю кадастровую стоимость. Это, в свою очередь, даст возможность налогоплательщику на законных основаниях скорректировать налоговую базу и сумму земельного налога.