Безопасность на транспорте: в КоАП РФ могут появиться новые составы правонарушений

| статьи | печать

Минтранс России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающего введение административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом1. Проект прошел процедуру публичных слушаний в рамках ОРВ и существенно изменился по сравнению с первоначально предлагаемым текстом. Планируется, что новации будут применяться с 2015 г.

В пояснительной записке к законопроекту, обосновывая необходимость его принятия, разработчики указывают, в частности, на тенденцию увеличения числа дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Причем основная причина таких происшествий — человечес­кий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами.

Снижению уровня безопаснос­ти на автомобильном транспорте также способствовал рост числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры.

Так, сейчас только под контролем Ространснадзора находится более 430 000 хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки.

По данным ГИБДД, зарегистрировано 5,5 млн грузовых ­автомобилей, причем 300 000 из них предназначены для перевозки опасных грузов, и более 900 000 автобусов, из которых 320 000 — лицензируемые.

Разработчики законопроекта констатируют, что рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен, большая часть мелких перевозчиков не имеет необходимой производственной базы и квалифицированных специалистов. Этот факт подтверждает и судебная практика. Так, в прош­лом году по фактам дорожно-транспортных происшествий суды привлекли к ответственности вдвое больше индивидуальных предпринимателей, чем организаций.

В то же время существующая система конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком (в большинстве случаев это автобусы, находящиеся в эксплуатации более семи лет) предоставлять услуги населению.

И последний аргумент в пользу ужесточения контроля и ответственности за нарушения в сфере перевозок: 60% грузового транспорта, по данным разработчиков законопроекта, действует в сером сегменте рынка, не соблюдая установленных норм обеспечения безопасности перевозок.

Правила есть, а наказания за их несоблюдение — нет

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — Правила) вступили в силу 1 июля 2014 г. Они, как считают в Минтрансе России, позволяют гарантировать профессиональную надежность водителей транспортных средств, безопасность самих транспортных средств, безопасные условия перевозок, а также контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности.

В частности, Правила устанавливают требования к водителям при их приеме на работу, стажировке, повышению профессио­нального мастерства, а также контролю за состоянием здоровья, соблюдением режимов труда и отдыха.

Кроме того, правила регламентируют выбор и использование транспортных средств на предмет их соответствия (по конструкции, назначению и оборудованию) виду и особенностям транспортного сообщения, а также безопасного технического состояния.

Стоит отметить, что Правила распространяются как на маршруты регулярных перевозок, так и на маршруты перевозок по заказам и для собственных нужд.

Полномочия по контролю и надзору за соблюдением Правил согласно законопроекту закрепляются за Ространснадзором. Именно его территориальные органы будут проверять организации и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения транспортного законодательства, а также лицензионных требований, установленных для перевозок пассажиров.

Но реальных рычагов воздействия на нарушителей у проверяющих пока не так много. По мнению разработчиков проекта, ситуация изменится с введением новых составов правонарушений в КоАП РФ и установлением административной ответственности для нарушителей в сфере перевозок (см. таблицу).

Процедура ОРВ

Комментируемый законопроект, как имеющий высокую степень регулирующего воздействия, должен проходить процедуру ОРВ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». Публичное обсуждение данного проекта длилось 60 дней и завершилось в середине июня. В настоящее время на сайте www.regulation.gov.ru представлен доработанный текст законопроекта с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения.

Отметим, что замечания и предложения высказали только два участника обсуждения — Торгово-промышленная палата РФ, коллективно представляющая интересы бизнеса, и К.В. Ваганов. Удивительно, но никто из участников рынка наземных перевозок самостоятельно не принял участие в обсуждении проекта, затрагивающего их интересы. Хотя публичное обсуждение дает возможность всем заинтересованным лицам непосредственно влиять на законотворческий и нормотворческий процесс.

Приведем пример. Представители ТПП РФ обратили внимание на некорретность формулировки, предусматривающей введение ответственности для водителя за остановку транспортных средств во время перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесних грузов вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части. Для реализации указанной нормы, по мнению представителей делового сообщества, необходимо определить, что понимается под термином «специально обозначенная стоянка», чем такие стоянки отличаются от обычных стоянок, сколько имеется таких стоянок (имеются ли они вообще), степенью обеспеченности такими стоянками и т.д.

В доработанном тексте законопроекта новый состав правонарушения сформулирован иначе: «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, опасных грузов, за исключением вынужденной остановки». И ответственность за это правонарушение устанавливается уже не только для водителя, но и для организаций, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц (см. таблицу).

Новые составы правонарушений в сфере наземных перевозок (таблица)

В какую статью КоАП РФ
вносятся дополнения

Состав правонарушения

Ответственность
(административный штраф)



для граждан

для водителей

для должностных лиц, ответственных за ­перевозку

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 12.19 дополняется частью 7

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, опасных грузов, за исключением вынужденной остановки


5000 руб.

10 000 руб.

100 000 руб.

Статья 12.21 дополняется частью 3

Нарушение требований при размещении и креплении грузов, предусмотренных ­Правилами


1500 руб.

10 000 руб.

100 000 руб.

Статья 12.21.1 дополняется частью 4.1

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без использования автомобилей прикрытия в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности ­дорожного движения


От 2000 до 2500 руб.

От 15 000
до 25 000 руб.

От 300 000 до 400 000 руб.

Статья 12.31.1 дополняется






Частью 4

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами

2500 руб.


20 000 руб.

200 000 руб.

Частью 5

Допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей, предусмотренных Правилами



20 000 руб.

100 000 руб.

Частью 6

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1—5 настоящей статьи, а также ч. 4, 4.1, ч. 2 ст. 11.23, ст. 12.21.1, ч. 7 ст. 12.19 КоАП РФ


1500 руб.

10 000 руб.

25 000 руб.

1 Утверждены приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г. № 32585).