1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 444

Потребительская вера в экономику окрепла

Выборочное обследование Росстатом потребительских ожиданий населения выявило существенное повышение во II квартале потребительской уверенности россиян. Выросли все компоненты для расчета ее уровня, но главный вклад внесло повышение оценок произошедших и ожидаемых изменений в экономике страны. Это хороший сигнал производителям и продавцам потребительских товаров, да и для экономики в целом — расходы населения были в авангарде поддержания экономического роста, но в последнее время стали терять боевитость.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2014 г. по сравнению с I кварталом вырос на 5 п.п. до –6%. Напомним, что в III и IV кварталах 2013 г. он снижался, а в I квартале текущего года взял паузу.

Повышение индекса потребительской уверенности обеспечивалось положительной динамикой всех его компонентов. При этом, подчеркивает Росстат, наибольшее влияние оказали рост индексов произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.

Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2014 г. относительно I квартала вырос на 11 п.п., составив –0,4%.

В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 23% опрошенных, что на 8 п.п. выше, чем кварталом ранее. Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, снизилась до 22% — тоже на 8 п.п.

Индекс произошедших изменений в экономике России поднялся во II квартале на 7 п.п. до –6%.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, увеличилась до 20% против 14% в I квартале. В то же время удельный вес отрицательных оценок снизился до 30% на 5 п.п. Считают, что экономичес­кая ситуация в России не изменилась, 48% опрошенных против 50% в I квартале.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в минувшем квартале вырос на 4 п.п. и составил –2%.

Удельный вес респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с I кварталом не изменилась — 12%. Доля отрицательных оценок снизилась до 16 с 20% кварталом ранее.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении вырос на 1 п.п. — до –6%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, увеличилась на 1 п.п., до 15%. Удельный вес россиян, считающих, что их материальное положение ухудшилось, сократился до 24% с 30% в I квартале.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок вырос на 4 п.п. и составил –16%.

Индекс благоприятности условий для сбережений не входит в расчет главного индекса — потребительской уверенности, но важен для оценки умонастроений населения относительно распоряжения своими доходами. Так вот, этот индикатор поднялся по сравнению с I кварталом на 4 п.п., составив –33%.

Индекс потребительской уверенности во II квартале 2014 г. повысился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) — на 6 п.п. (до –1%), у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 4 п.п. (–6%), у лиц старшего возраста (50 лет и более) — на 5 п.п. (–9%).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России во II квартале также вырос по всем возрастным группам: у молодежи — с –7 до 3%, у лиц среднего возраста — с –10 до –0,5%, у лиц старшего возраста с –13 до –2%.

Отрадно, что к молодежи вернулся свойственный ей возрастной оптимизм — ранее она начала подавать плохой пример старшим товарищам.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*


02.2014

05.2014

Россия

–11

–6

Австрия

–6,5

–7,9

Бельгия

–4,5

–5,2

Болгария

–34,9

–31,1

Великобритания

2,0

7,6

Венгрия

–21,6

–17,6

Германия

–0,7

5,5

Греция

–65,2

–52,5

Дания

17,2

17,4

Ирландия

10,8

10,0

Испания

–14,7

–6,7

Италия

–18,8

–8,6

Кипр

–39,3

–33,9

Латвия

–12,2

–8,0

Литва

–8,7

–12,1

Люксембург

–1,5

–2,2

Мальта

–1,9

–0,3

Нидерланды

–5,8

3,9

Польша

–20,8

–15,9

Португалия

–29,5

–25,4

Румыния

–33,8

–34,1

Словакия

–16,5

–12,3

Словения

–31,5

–23,4

Финляндия

7,6

9,0

Франция

–23,1

–22,0

Хорватия

–35,6

–36,2

Чехия

–8,4

–3,4

Швеция

17,6

18,8

Эстония

–2,6

–5,0

* По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

ИСТОЧНИК: Росстат