1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 506

Россиян тревожат экономические перспективы

Выборочное обследование Росстата выявило снижение потребительской уверенности населения России в минувшем квартале. В слагаемых этого ухудшения больше всего понизились оценки ожидаемых изменений в экономике страны и личном материальном положении в краткосрочной перспективе.

Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2014 г. по сравнению со II кварталом снизился на 1 п.п., до –7%.

Снижение этого обобщающего индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой трех из пяти частных индексов — произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и индекса ожидаемых изменений личного материального положения.

Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале по сравнению со II кварталом снизился на 3,6 п.п. и составил –4%.

В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 24% опрошенных (во II квартале 2014 г. было 23%). Доля негативных оценок увеличилась до 29% с 22% кварталом ранее. Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 37% опрошенных (46% — во II квартале).

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 1 п.п., до –7%.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению со II кварталом не изменилась и составила 20%. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 31% против 30% соответственно.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в минувшем квартале снизился на 2 п.п., до –4%.

Удельный вес респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, не изменился — 12%. Доля отрицательных оценок увеличилась на 1 п.п., до 17%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении вырос на 2 п.п., до –4%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, не изменилась по сравнению со II кварталом и составила 15%. Удельный вес респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, сократилась на 1 п.п., до 23%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок сохранился на отметке –16%.

Таким образом, наибольшее снижение показали индексы, отражающие ожидания россиян.

Индекс благоприятности условий для сбережений, не входящий в расчет главного индекса, поднялся на 2 п.п., до –31%.

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в III квартале 2014 г. по сравнению со II кварталом снизился на 1 п.п. у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) и у лиц старшего возраста (50 лет и более), а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался без изменений.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России снизился у молодежи с 3 до –0,2%, у лиц среднего возраста — с –0,5 до –2%, у лиц старшего возраста — с –2 до –7%.

Одновременно с исследованием Росстата аналитический департамент Sberbank CIB представил девятый выпуск обзора потребительского поведения и настроений российского среднего класса — «Потребительский индекс Иванова». Так вот, индекс потребительской уверенности типичного представителя среднего класса тоже снизился в сентябре на 1 п.п. и тоже до –7%. Это, считают аналитики, вызвано усилением опасений, связанных с инфляцией, безработицей и ослаблением руб­ля на фоне геополитической напряженности и слабого макроэкономического фона.

Но, в отличие от среднероссийских данных Росстата, в исследовании Sberbank CIB индекс условий для крупных покупок — единственный компонент опроса, продемонстрировавший рост — с –14% в июне до –12% в сентябре. Вероятно, предполагают авторы опроса, это отражает опасения населения, связанные с инфляцией и ослаблением руб­­ля, а также общей нестабильностью в экономике.

Ну и отношение к сбережениям у среднего класса, скорее, неблагоприятное — доля Ивановых, не имеющих сбережений, в сентябре увеличилась до 42% с 37% в июне. Это коррелирует с ростом индекса для крупных покупок — деньги лучше тратить сейчас, пока не стало дороже.