1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 896

Потребительская уверенность в России стабилизировалась. Но…

Производителей и продавцов потребительских товаров должна обнадежить информация Росстата, что после двух подряд кварталов снижения потребительской уверенности россиян в I квартале ее падение остановилось. Но ухудшились оценки перспектив и, что ранее было нехарактерно, ухудшилась уверенность среди молодежи.

Из итогов выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2014 г. следует, что индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в минувшем квартале по сравнению с IV кварталом 2013 г. не изменился и составил –11%. Напомним, что в предыдущие два квартала наблюдалось его снижение.

Однако при стабильности индекса потребительской уверенности среди его частных составляющих Росстат отметил рост индекса произошедших изменений в личном материальном положении, но снижение индексов ожидаемых изменений в экономике России и личном материальном положении, а также индекса благоприятности условий для крупных покупок. Так что стабилизация главного индекса может обнадежить производителей и продавцов не всех потребительских товаров, а тех, что «поменьше». Индекс произошедших изменений в экономике России остался без изменений.

Конкретно, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2014 г. снизился до –11% против –9% в IV квартале 2013 г.

В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 15% опрошенных (14% кварталом ранее). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, выросла до 30% (28% соответственно).

Индекс произошедших изменений в экономике России не изменился и остановился на уровне –13%.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, увеличилась до 14% против 12% в IV квартале минувшего года.

В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 35% (с 33% соответственно). Считают, что экономическая ситуа­ция в России не изменилась, 50% опрошенных (53% в предыдущем квартале).

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2014 г. снизился на 1 п.п., до –6% против –5% в IV квартале 2013 г.

Доля респондентов, ожидаю­щих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с предыдущим кварталом не изменилась и составила 12%. Доля отрицательных оценок увеличилась до 20% (в IV квартале 2013 г. — 19%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении вырос на 3 п.п., составив –7% против –10% кварталом ранее.

Удельный вес респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, увеличился до 14% (13% соответственно). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась на 1 п.п., до 30%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился до –20% против –19% в IV квартале 2013 г.

Индекс благоприятности условий для сбережений хотя и не входит в расчет главного индекса — потребительской уверенности, но важен для оценки того, к чему склоняются россияне — сберегать или тратить. Этот индекс опустился в минувшем квартале на 1 п.п. и составил –37%.

Индекс потребительской уверенности в I квартале 2014 г. по сравнению с предыдущим кварталом снизился у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 2 п.п., у лиц старшего возраста (50 лет и более) поднялся на 1 п.п., а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался на прежнем уровне.

Заметим, что ростом потребительского пессимизма молодежь стала отличаться не так давно. Что касается пожилой час­ти респондентов, видимо, их потребительский настрой приподняло заранее объявленное государством повышение с 1 апреля пенсий.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в I квартале по сравнению с IV кварталом 2013 г. снизился у молодежи на 3 п.п. и у лиц среднего возраста на 1 п.п. У лиц старшего возраста остался без изменений.

Как выглядит потребнастрой россиян на фоне Европы, показывает таблица.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*


Ноябрь 2013 г.

Февраль 2014 г.

Ноябрь 2013 г.

Февраль 2014 г.

Россия

–11

–11




Австрия

–3,9

–6,5

Люксембург

–1,0

–1,5

Бельгия

–7,1

–4,5

Мальта

1,4

–1,9

Болгария

–38,0

–34,9

Нидерланды

–5,9

–5,8

Великобритания

–2,9

2,0

Польша

–23,6

–20,8

Венгрия

–22,4

–21,6

Португалия

–39,1

–29,5

Германия

–2,1

–0,7

Румыния

–34,9

–33,8

Греция

–66,7

–65,2

Словакия

–17,4

–16,5

Дания

14,9

17,2

Словения

–34,6

–31,5

Ирландия

3,4

11,4

Финляндия

8,2

7,6

Испания

–20,5

–14,7

Франция

–26,4

–23,1

Италия

–20,9

–18,8

Хорватия

–38,0

–35,6

Кипр

–50,2

–39,3

Чехия

–9,8

–8,4

Латвия

–13,9

–12,2

Швеция

17,0

17,6

Литва

–10,2

–8,7

Эстония

–1,5

–2,6

* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.

ИСТОЧНИК: Росстат